Гребной винт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сава бааетсиих

Социалистических

Республик

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий писания (72) Авторы изобретения

М. В. Ашихмин, А. В. Воронцов, А, Н. Голубов, С. П. Смолин, С. Г. Кибардин и Л. А. Коршунов (71) Заявитель (54) ГРЕБНОЙ ВИНТ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судовых движителей с изменяемым шагом.

Известны гребные винты, содержащие разьемную ступицу с поперечной плоскостью разьема, в которой установлены комли лопастей, связанные с механизмом их поворота, включающим поворотные штифты, причем последние кинематически связаны с регулирующим элементом, а разъемная ступица снабжена фиксаторами регулирующего элемента, Цель изобретения — упрощение технологии изготовления и |ремонта лопастей, а также повышение эксплуатационной надежности винта.

Для этого в предлагаемом винте в нижней части комля каждой лопасти выполнены вырезы, параллельные оси винта, в которые вставлены поворотные штифты, один конец каждого из которых зафиксирован в комле, а другой — выполнен со сферической головкой, причем на торцовых сторонах регулирующих элементов имеются пазы, в которые вставлены сферические головки, При этом часть ступицы, расположенная между комлями лопастей и регули рующим элементом, снабжена кольцевыми пазами, равномерно расположенными по окружности в зонах поворота штифтов относительно продольных осей комлевых частей лопастей.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого винта, продольный разрез; на фпг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

Разъемная ступица описываемого винта состоит из передней 1 и задней 2 частей с поперечной плоскостью 3 разъема.

Ось 4 комля 5 лопасти 6 расположена в плоскости 3 разъема.

10 В нижней части комля 5 каждой лопасти выполнены вырезы 7, параллельные оси винта, в которые вставлены поворотные штифты

8. Один конец каждого штифта 8 зафиксирован в комле 5 лопасти, другой — выполнен со сферической головкой 9. Сферические головки

9 входят в пазы 10, расположенные на торцовых сторонах регулирующих элементов 11.

Часть ступицы, расположенная между комлями 5 лопастей и регулирующим элементом 11, 20 снабжена кольцевыми пазами 12, через кото рые п роходят поворотные штифты 8, причем поверхности 13 и 14 являются ограничительными упорами для штифтов 8 при их вращении вокруг оси 4 комля 5. Хранение лопастей

25 6 в ступице осуществляется заворачиванием центральной гайки 15, между которой и регулирующим элементом 11 расположены втулка

16 и шайба 17, Для предотвращения проворачивания регу30 лидирующего элемента 11 при затяжке комлей

501927 (10

14

У

Фиг 1

5 в ступице предусмотрены штифты 18, проходящие через чаети 3 М 2 ступицы, элемент 11 и втулку 16.Для устаыовки;шага:.винта на боковой поверхностй- регулирующего элемента 11 наносятся деления с указанием величины шага, а на втулке 16 при задней части 2 ступицы— риска, являющаяся началом отсчета.

Для изменения шага винта необходимо расконтрить шайбу 17, частично отвернуть центральную гайку 15 и, вращая регулировочный элемент 11 в ту или другую сторону, по делениям на боковой поверхности регулирующего элемента или ступицы, установить необходимый шаг. При этом регулировочный элемент

11, воздействуя на сферические головки 9, находящиеся в пазах 10, поворачивает штифты

8 относительно осей 4 комлей 5, а поскольку штифты 8 зафиксированы в вырезах 7, происходит поворот лопастей 6. Предельные величины шага могут быть установлены при упоре штифтов 8 в ограничительные упоры

13 и 14.

После установки шага, придерживая регулирующий элемент 11, необходимо завернуть центральную гайку 15 и законтрить ее шайбой 17, Формула изобретения

Гребной винт, содержащий разъемную ступицу с поперечной плоскостью разъема, в которой установлены комли лопастей, связанные с механизмом их поворота, включающим поворотные штифты, причем последние кинематически связаны с регулирующим элементом, а разъемная ступица снабжена фиксато1О рами регулирующего элемента, отличаюшийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и ремонта лопастей и повышения эксплуатационной надежности винта, в нижней части комля каждой лопасти выпол15 иены вырезы, параллельные оси винта, в которые вставлены поворотные штифты, один конец каждого из которых зафиксирован в комле, а другой — выполнен со сферической головкой, причем на торцовых сторонах регу20 лирующих элементов имеются пазы, в которые вставлены сферические головки, при этом часть ступицы, расположенная между комлями лопастей и регулирующим элементом, снабжена кольцевыми пазами, равномерно распо25 ложенными по окружности в зонах поворота штифтов относительно продольных осей комлевых частей лопастей.