Неразъемное соединение с натягом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПМСАНИЕ
ЙЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.07.73 (21) 194252E/25-27
4, 00 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 05.02.76. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 16.04.76
Государственнык комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
88.8) (72) Авторы изобретения
Н. Д. Ефремов, И. А. Рощин и В. H. Савушкин (71) Заявитель (54) НЕРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ С НАТЯГОМ
Изобретение относится к машиностроению.
Известно соединение деталей с натягом предварительно охлажденной охватываемой детали, имеющей буртик, с предварительно нагретой охватывающей деталью, упирающейся своим торцом в торец упомянутого буртика, причем детали сопряжены по цилиндрическим поверхностям.
Соосность такого соединения и, следовательно, его надежность обеспечивается за счет сопряжения их цилиндрических диаметров и не зависит от возможной расстыковки торца буртика охватываемой детали и торца охватывающей детали.
В соединениях с диаметральными размерами, превышающими осевые размеры в 3—
5 раз, например, в таклх, которые воспринимают осевые знакопеременные нагрузки и воздействие высоких температур, в обеспечении соосности решающую роль играет надежность торцового стыка.
Однако известное соединение не обеспечивает необходимой соосности, так как при выравнивании температур сопрягаемых деталей возможна расстыковка стыка.
Цель изобретения — повышение надежности соединения деталей с радиальными размерами, превышающими осевые в 3 — 5 раз.
Для этого детали сопряжены между собой с обоих концов по цилиндрическим поверхностям разных диаметров, причем со стороны буртика — по цилиндрическим поверхностям меньшего диаметра, а в средней переходной части детали сопряжены по коническим поверхностям типа фасок.
Кроме того, с целью повышения нагрузочной способности, предлагаемое соединение может быть снабжено круглыми шпонками, установленными в наклонных пазах, выпол10 пенных в соединяемых деталях по месту их сопряжения.
При такой конструкции соединения надежность торцового стыка между буртиком охватываемой детали и торцом охватывающей деЕ5 тали обеспечивается как посадкой с натягом по цилиндрическим поверхностям, так и посадкой с натягом по конической поверхности.
На фиг. 1 изображено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — охватываемая де20 таль; на фиг. 3 — охватывающая деталь.
Соединение состоит из охватывающей детали 1 с посадочным отверстием 2 и охватываемой детали 3. Соединение выполнено с нагревом охватывающей детали и охлажде25 нием охватываемой.
При этом нагрев и охлаждение соединяемых деталей производят до такой температуры, при которой охватываемая деталь свободно входит в отверстие охватывающей де30 тали, а сопрягаемые поверхности соединяе502133
2 1 мых деталей изготовлены с отклонениями, обеспечивающими, например, горячепрессовую посадку этих поверхностей.
После выравнивания температур детали сопрягаются по цилиндрическим поверхностям
4 и 5 разных диаметров и конической поверхности 6.
Абсолютные изменения радиальных и осевых размеров при температурном воздействии происходят в зависимости от их соотношения.
Конические поверхности обеих деталей при температуре окружающей среды сопряжены и находятся в состоянии натяга, а момент соприкосновения этих поверхностей происходит, когда температура деталей 1 и 3 не выровнялась до окружающей, и деталь 1 продолжает уменьшаться в размерах, а деталь
3 — увеличиваться. При этом длина цилиндрической поверхности меньшего диаметра в детали 1 уменьшается, а длина соответствующей поверхности в детали 3 увеличивается.
Однако изменения в осевом направлении указанных размеров в 3 — 5 раз меньше изменений в радиальном направлении, и после соприкосновения конических поверхностей дальнейшее изменение размеров деталей при выравнивании температур вызывает их относительное перемещение навстречу друг другу за счет скольжения конической поверхности детали 1 по конической поверхности детали
3. Причем это перемещение больше суммы осевого укорочения детали 1 и удлинения детали 3 и зависит от угла конусности поверхностей. Так, например, если угол конусности составляет 45, указанное перемещение равно перемещению в радиальном направлении и в
3 — 5 раз больше вышеупомянутой суммы осевого укорочения детали 1 и удлинения детали 3.
Таким образом, при окончательном выравнивании температур обеспечивается плотная состыковка упомянутых торцовых поверхностей деталей.
После выравнивания температур деталей до температуры окружающей среды в соединяемых деталях по месту их сопряжения об10 рабатывают наклонные пазы, в которые устанавливают круглые шпонки 7, что обеспечивает передачу максимального крутящего момента.
Формула изобретения
1. Неразъемное соединение с натягом предварительно охлажденной охватываемой детали, имеющей буртик, с предварительно нагретой охватывающей деталью, упирающей20 ся своим торцом в торец буртика, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности соединения деталей с радиальными размерами, превышающими осевые в 3—
5 раз, детали сопряжены между собой с
25 обоих концов по цилиндрическим поверхностям разных диаметров, причем со стороны буртика — по цилиндрическим поверхностям меньшего диаметра, а в средней переходной части детали сопряжены по коническим по30 верхностям типа фасок.
2. Соединение по п. 1, отличающеесяя тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, на соединяемых деталях по месту их сопряжения выполнены наклонные па35 зы, в которых установлены круглые шпонки, Литература: Бобровников Г. А. «Прочность посадок, осуществляемых с применением холода, «Машиностроение», 1971 г., рис. 49.
502133
Жиг 3
Составитель И. Антипова
Техред А. Камышникова Корректор А. Степанова
Редактор М. Васильева
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 718/12 Изд. № 234 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5