Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i1 502166
L0N3 СесеYCKHX
Социалистических
Ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.12.73 (21) 1981213/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.02.76. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 16.04.76 (51) М. Кл. - F 16Н 55j14
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.833.12 (088.8) (72) Авторы изобретения
О. В. Берестнев, H. Т. Отчик и В, Н. Куценко (71) Заявитель
Институт проблем надежности и долговечности машин
АН Белорусской ССР (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах разнообразных машин. Наиболее эффективно предложенное зубчатое колесо может быть использовано в передачах, к виброакустическим характеристикам которых предъявляются повышенные требования.
Известны конструкции составных зубчатых колес, в которых для снижения виброакустической активности зубчатый венец выполняется из пластмасс и соединяется с металлической ступицей при помощи резьбы.
Известны составные зубчатые колеса, в которых для снижения виброакустической активности зубчатый венец соединяется со ступицей через промежуточный элемент из упруго-податливого демпфирующего материала.
Недостатком известных конструкций зубчатых колес является снижение нагрузочной способности составных зубчатых колес по сравнению с цельными стальными колесами.
Цель изобретения — создание составного зубчатого колеса, обеспечивающего нагрузочную способность, близкую к предельной, ограничиваемой изгибной выносливостью зубьев, и имеющего низкую виброакустическую активность.
Это достигается тем, что зубчатое колесо снабжено элементом из демпфирующего упpyro-податливого материала, расположенным в резьбовом соединении между ступицей и венцом.
Благодаря большим величинам площадок сцепления демпфирующего слоя с сопряжен5 ными резьбовыми поверхностями венца и ступицы, а также благодаря эффекту заклинивания, присущему резьбовым соединениям, такое соединение обеспечивает передачу крутящего момента, близкого по величине к момен10 ту, предельному для цельного зубчатого колеса, даже при использовании для демпфирующих элементов материалов со сравнительно невысокими прочностными свойствами.
На чертеже изображено предложенное зуб15 чатое колесо и узел 1.
Колесо состоит из зубчатого венца 1, ступицы 2 и упруго-податливого элемента 3, расположенного в резьбовом соединении между ступицей и венцом.
20 Профиль резьбового соединения ступицы и обода, в зависимости от конкретных типоразмеров зубчатых колес и условий их эксплуатации, может быть различным (например, треугольным, метрическим) . Величина ради25 ального зазора между парными резьбовыми профилями венца и ступицы, а также толщина демпфирующего упруго-податливого слоя назначается, исходя из точности изготовления зубчатого венца, демпфирующих и прочност30 ных характеристик упруго-податливого эле502!66
УзелI
Составитель Е. Чернявская
Техред М. Семенов
Корректор А. Галахова
Редактор Н. Петрова
Заказ 743/4 Изд № 235 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 мента, достаточных, для эффективного гашения вибраций, генерируемых в зацеплении зубьев, и обеспечивающих передачу требуемого крутящего момента.
Предмет изобретения
Зубчатое колесо, содержащее ступицу и венец, соединенные между собой при помощи резьбы, отл и ч а ю щеес я тем, что, с целью повышения пагрузо IIIQH способности и снижения виброакустической активности колеса, оно снабжено элементом из демпфирующего упру5 го-податливого материала, расположенным в резьбовом соединении между ступицей и венцом.