Компенсатор линейных перемещений подвешенного груза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
нн 592I76
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6093 Сееетекнх
Сециалистичеекнк республик
Ф (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 21.12.73 (21) 1983396/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.02.76. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 26.07.76 (51) М. Кл,з F 16L 51/00
1оеударственный комитет
Сеаета Министров СССР пе делам изобретений и аткрытнй (53) УДК 621.643.43 (088.8) (72) Автор изобретения
А. И. Гуревич (71) Заявитель Московское отделение Всесоюзного государственного ордена Ленина проектного института «Теплоэлектропроект» (54) КОМПЕНСАТОР ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
ПОДВЕШЕННОГО ГРУЗА
Изобретение относится к устройствам для надземной прокладки тяжелых горячих трубопроводов, имеющих высокие стояки и, вследствие этого, значительные температурные перемещения.
Известны компенсаторы линейных перемещений подвешенного груза, содержащие взаимосвязанные посредством силовых элементов подвижную и неподвижную обоймы.
Однако известные компенсаторы сложны в монтаже и ненадежны.
Цель изобретения — облегчение монтажа и повышение надежности в работе.
Для этого в предлагаемом компенсаторе си.— ловые элементы выполнены в виде равноплечих рычагов в количестве 2п — 1, свободно посаженных на валах, закрепленных на обоймах, при этом плечи каждого из n — 1 рычагов неподвижной обоймы и каждого из и рычагов, кроме крайних, подвижной обоймы выполнены со смещением один относительно другого по оси вращения рычагов, а противолежащие плечи рычагов обеих обойм взаимосвязаны между собой посредством тяг, На фиг. 1 изображен предлагаемый компенсатор в аксонометрии; на фиг. 2 — 4 — схемы последовательного увеличения перемещения концов рычагов компенсатора; на фиг. 5— разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 6 — общий вид опоры с двумя компепсаторами для точки крепления горизонтального трубопровода, поднимающейся при его нагреве; на фиг, 7— то же, для точки крепления горизонтального трубопровода, опускающейся при его нагреве;
5 на фиг. 8 — разрез по Б — Б на фиг. 6.
Компенсатор содержит подвижную обойму
1 и неподвижную обойму 2, связанные между собой жесткими направляющими типа ласточкиного хвоста, обеспечивающими возможность
10 относительного смещения обойм по оси Х. Обе обоймы снабжены жестко закрепленными в них валами 3 и 4, несущими свободно на втулках равноплечие рычаги 5 — 9. Противолежащие плечи рычагов обеих обойм шарнирно
15 связаны между собой тягами 10 — 15.
Подвижная обойма 1 может смещаться относительно неподвижной обоймы 2 на величину а. На фиг. 2 — 4 проиллюстрировано, как в
20 результате этого смещения величина перемещения концов тяг 10 — 15 возрастает последовательно от нуля до 6 а. Для того, чтобы все тяги были параллельны оси Х компенсатора, верхние плечи рычагов 6, 8 и 9 имеют смеще25 ние вдоль оси по отношению к нижним плечам тех >ке рычагов.
Компенсатор работает следующим образом, Тяга 16, растянутая весом трубопровода, вызывает стремление тяги 12 компенсатора
30 сместиться влево, поскольку обе эти тяги
502176 шарнирно связаны с концами углового рычага 17.
Направление движения всех тяг компенсатора по отношению к его центру должно быть одно — по часовой стрелке или против нее (фиг. 2 — 4). Следовательно, тяга 13 стремится сместиться вправо, но этому мешает ее связь с парой хомутов 18 через тягу 19. Хомуты же упираются в листы 20, приваренные к трубопроводу.
Возникает растяжение всех тяг усилием P.
Растянутые тяги стремятся сблизить обоймы компенсатора. Этому сближению препятствует связь обоймы 1 с крайним правым хомутом
18, котопый упирается в приваренный к трубопроводу лист 20 (правый) и связь обоймы 2 через растягиваемую трубу 21 с левой парой хомутов, которая упирается в лист 20 (левый).
Предположим, что при нагревании трубопровода левый лист 20 неподвижен, а правый смещается вправо. При этом условии три левых хомута 18, труба 21 и тяги 19 и 13 будут неподвижны (если не учитывать влияние нагревания этой системы трубопроводом).
Рычаг 5, который показан на фиг. 8 пунктиром, относится к неподвижной обойме 1. В результате движения этой обоймы вправо он должен повернуться против часовой стрелки, так как его конец шарнирно связан с неподвижной тягой 13. Это приводит к повороту всех рычагов компенсатора против часовой стрелки, и в том числе рычага 17, Но такому повороту препятствует тяга 16, опирающаяся на перекрытие. Следовательно, должен подниматься трубопровод.
Тяга 16 (фиг. 7), растянутая весом трубопровода, вызывает сжатие тяг компенсатора
5 и в том числе его тяги 13 и шарнирно с ней связанной трубы 22. Стремление тяг компенсатора развинуть его обоймы приводит в данном случае к сжатию трубы 21.
При охлаждении трубопровода листы 20
10 сближаются. Это приводит к повороту рычага 5 против часовой стрелки, что приводит к подъему трубопровода, Следовательно, трубопровод опускается.
Формула изобретения
Компенсатор линейных перемещений подвешенного груза,. преимущественно надземных горячих трубопроводов, содержащий взаимо20 связанные посредством силовых элементов подвижную и неподвижную обоймы, отл ич а ю шийся тем, что, с целью облегчения монтажа и повышения надежности работы, силовые элементы выполнены в виде равно25 плечих рычагов в количестве 2n — 1, свободно посаженных на валах, закрепленных в обоймах, при этом плечи каждого из п — 1 рычагов неподвижной обоймы и каждого из и рычагов, кроме крайних, подвижной обой30 мы, выполнены со смещением один относительно другого по оси вращения рычагов, а противолежащие плечи рычагов обеих обойм взаимосвязаны между собой посредством тяг.
Е> из 7
Составитель В. Давыдюк
Редактор С. Титова Техред М. Семенов
1(орректор О. Тюрина
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1973!14 Изд. № 235 Тира>к 1134
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5