Рабочее колесо осевой турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е и 503024
ИЗОЫ ЕтЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскик
Социалистический
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.05.74 (21) 2027532/24-6 (51) М. Кл.- F OID 5/02
F 04D 29/32 с присоединением заявки №
Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 09.04.76 (53) УДК 621.514(088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Т. Д. Каримбаев, Р. К. Валеев и С. Д. Синицын (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Совета Министров СССР
Изобретение относится к области турбомашиностроения.
Известны рабочие колеса осевых турбомашин, содержащие диск с лопатками из композиционного материала, соединенными при помощи профилированного бандажа.
Предлагаемое колесо отличается от известных тем, что вдоль входной и выходной кромок бандажа выполнены канавки, в которых закреплены, например, на клеевом соединении несущие кольца, армированные волокнами.
Бандаж может быть выполнен пустотелым и заполнен материалом низкой плотности, например пенопластом.
Бандаж может иметь каркас из нервюр, скрепленных лонжеронами.
Бандаж и несущие кольца могут быть покрыты полимерным композиционным материалом, например стеклотканью.
Такое выполнение рабочего колеса позволяет повысить его прочность и уменьшить вес.
На фиг. 1 схематично изображена часть описываемого колеса; на фиг. 2 — лопатки и бандаж, разрез; на фиг. 3 — 6 — варианты выполнения бандажных сегментов и армированных несущих колец, поперечное сечение.
Рабочее колесо содержит диск 1 и установленные на нем при помощи замков 2 лопатки
3, выполненные из композиционных материалов и соединенные бандажными сегментами 4, В бандаже вдоль входной 5 и выходной 6 кромок выполнены канавки, в которых закреплены, например, на клеевом соединении несущие кольца 7, армированные волокнами.
Бандаж может быть выполнен сплошным (см. фиг. 3), пустотелым с полостью А, заполненной, например, пенопластом (см. фиг. 4), а также из каркасного сегмента, состоящего
1о из нервюр 8 и лонжеронов 9, покрытых стеклотканью 10 (см. фиг. 5). Лопатки могут быть изготовлены методом прессования из слоев, например, углестеклопластика.
Несущие кольца могут быть выполнены пу15 тем намотки непосредственно в канавки бандажа или отдельно с последующей установкой на клею в канавки. В пропилы, выполненные в кольцах, могут вставляться и нервюры (см. фиг. 6).
Повышение прочности рабочего колеса достигается благодаря тому, что основная нагрузка от действия сил инерции собственно масс бандажа воспринимается не лопатками, а несущими кольцами. Уменьшение веса ко25 леса обеспечивается за счет выполнения лопаток пустотелыми или каркасной конструкции.
Формула изобретения
1. Рабочее колесо осевой турбомашины, со33 держащее диск с лопатками из композицион4 юг.1
5 фиг,г ного материала, соединенными при помощи профилированного бандажа, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения прочности, банда>к вдоль входной и выходной кромок выполнен с канавками, в которых закреплены, например, на клеевом соединении несущие кольца, армированные волокнами.
2. Колесо по и. 1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения веса, банда>к выполпеп пустотелым и заполнен материалом низ кой плотностью, например пенопластом.
3. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что бандаж имеет каркас из нервюр, скреп5 ленных лонжеронами.
4. Колесо по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что бандаж и несущие кольца покрыты полимерным композиционным материалом, например стеклотканью.
503024
7 иг.
Составитель 3. Полетаева
Редактор А. Пейсоченко Техред М. Семенов Корректор Л. Орлова
Заказ 702, 11 Изд, ¹ 1089 Тирагк 690 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2