Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 503028

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советских

Социалистических

Респуолик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.07.74 (21) 2039817/24-6 с присоединением заявки ¹

ГосулаРственный комитет (23) г1риоритет

Совета Министров СССР

Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6 по аелам изобретений (51) М. Кл. - т 01D 25/24

F 01Р 5)02

F 25В 11/00 (53) УДК 621.515.002. .73 (088.8) и открытии

Дата опубликования описания 09,04.76 (72) Авторы изобретения

М. В. Адлер и О. В. Никулина (71) Заявитель (54) СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА

НА ВАЛУ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области крепления быстровращающихся рабочих колес на валу турбома шины, преимущественно холодильной.

Наиболее распространенным является способ посадки рабочих колес на вал с натягом.

Недостатками его являются увеличение напряжений в диске и невозможность разборки без специальных мер (нагрев, охлаждение, а в некоторых случаях — превращение в негодность деталей), Известное крепление рабочего колеса на валу с помощью конических втулок решает две задачи — легкоразъемность и плотное соединение колеса с валом во время работы. Недостатками такого крепления являются увеличенные размеры узла вдоль оси и необходимость подгонки сопрягаемых конических поверхностей.

Крепление рабочего колеса на валу с помощью конических шпонок не нашло применения из-за сложности изготовления и эксплуатации.

Известны также способы крепления рабочих колес на валу с помощью цилиндрической втулки. В ступицу колеса запрессовывается втулка, а затем колесо с втулкой насаживаются на вал с малым зазором или с натягом, Но такое крепление не обеспечивает плотного крепления на валу в рабочих условиях из-за значительного перемещения внутренней поверхности втулки.

Цель изобретения — повысить эксплуатационную надежность и упростить монтажнодемоптажные работы за счет одновременного обеспечения быстроразъемности соединения, плотной посадки колеса на валу при сборке и во время работы, простоты изготовления и умеренных напряжений в колесе вследствие малых натягов.

Эта цель достигается тем, что втулку устанавливают с радиальным зазором порядка

2 — 4 мкм между втулкой и колесом, а также между втулкой и валом. Затем к торцам втул15 ки прикладывают равномерно распределенные по окружности изгибающие моменты и под воздействием последних деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть — в сторону ступицы. В результате зазоры выбираются и образуются натяги.

Во время вращения ротора внутренняя поверхность ступицы перемещается, а наружная поверхность втулки следует за ней, обеспечивая плотное их соприкосновение. Крепление втулки на валу обеспечивается за счет весьма малых перемещений втулки от инерционных сил.

На фиг. 1 показана конструктивная схема, иллюстрирующая способ крепления рабочего

30 колеса на валу; на фиг. 2 — характер дефор503028

Формула изобретения

Я 7 Ру8 7

Составитель P. Данилов

Корректор Л. Орлова

Техред М. Семенов

Редактор Б. Нанкина

Заказ 702 14 Изд. ¹ 1089 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 мации втулки, который подтверждается теоретически и экспериментально.

На вал 1 с небольшим радиальным зазором посажена цилиндрическая втулка 2, в которой со стороны внутренней поверхности выполнена широкая выточка. На втулку также с зазором посажено рабочее колесо 3. Выбранные зазоры (2 — 4 мкм) позволяют легко надевать и снимать втулку и колесо. При затяжке гайки втулка деформируется и указанные зазоры выбираются, а затем при дальнейшей затяжке гайки в местах контакта втулки с валом и ступицей колеса образуются натяги.

Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины, преимущественно холодильной, 5 с помощью установленной между ступицей колеса и валом цилиндрической втулки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и упрощения монтажно-демонтажных работ, втулку уста10 навливают с радиальным зазором порядка 2—

4 мкм, прикладывают к ее торцам изгибающие моменты и под их воздействием деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть — в сторону ступицы.