Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 503028
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Респуолик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.07.74 (21) 2039817/24-6 с присоединением заявки ¹
ГосулаРственный комитет (23) г1риоритет
Совета Министров СССР
Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6 по аелам изобретений (51) М. Кл. - т 01D 25/24
F 01Р 5)02
F 25В 11/00 (53) УДК 621.515.002. .73 (088.8) и открытии
Дата опубликования описания 09,04.76 (72) Авторы изобретения
М. В. Адлер и О. В. Никулина (71) Заявитель (54) СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
НА ВАЛУ ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к области крепления быстровращающихся рабочих колес на валу турбома шины, преимущественно холодильной.
Наиболее распространенным является способ посадки рабочих колес на вал с натягом.
Недостатками его являются увеличение напряжений в диске и невозможность разборки без специальных мер (нагрев, охлаждение, а в некоторых случаях — превращение в негодность деталей), Известное крепление рабочего колеса на валу с помощью конических втулок решает две задачи — легкоразъемность и плотное соединение колеса с валом во время работы. Недостатками такого крепления являются увеличенные размеры узла вдоль оси и необходимость подгонки сопрягаемых конических поверхностей.
Крепление рабочего колеса на валу с помощью конических шпонок не нашло применения из-за сложности изготовления и эксплуатации.
Известны также способы крепления рабочих колес на валу с помощью цилиндрической втулки. В ступицу колеса запрессовывается втулка, а затем колесо с втулкой насаживаются на вал с малым зазором или с натягом, Но такое крепление не обеспечивает плотного крепления на валу в рабочих условиях из-за значительного перемещения внутренней поверхности втулки.
Цель изобретения — повысить эксплуатационную надежность и упростить монтажнодемоптажные работы за счет одновременного обеспечения быстроразъемности соединения, плотной посадки колеса на валу при сборке и во время работы, простоты изготовления и умеренных напряжений в колесе вследствие малых натягов.
Эта цель достигается тем, что втулку устанавливают с радиальным зазором порядка
2 — 4 мкм между втулкой и колесом, а также между втулкой и валом. Затем к торцам втул15 ки прикладывают равномерно распределенные по окружности изгибающие моменты и под воздействием последних деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть — в сторону ступицы. В результате зазоры выбираются и образуются натяги.
Во время вращения ротора внутренняя поверхность ступицы перемещается, а наружная поверхность втулки следует за ней, обеспечивая плотное их соприкосновение. Крепление втулки на валу обеспечивается за счет весьма малых перемещений втулки от инерционных сил.
На фиг. 1 показана конструктивная схема, иллюстрирующая способ крепления рабочего
30 колеса на валу; на фиг. 2 — характер дефор503028
Формула изобретения
Я 7 Ру8 7
Составитель P. Данилов
Корректор Л. Орлова
Техред М. Семенов
Редактор Б. Нанкина
Заказ 702 14 Изд. ¹ 1089 Тираж 690 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 мации втулки, который подтверждается теоретически и экспериментально.
На вал 1 с небольшим радиальным зазором посажена цилиндрическая втулка 2, в которой со стороны внутренней поверхности выполнена широкая выточка. На втулку также с зазором посажено рабочее колесо 3. Выбранные зазоры (2 — 4 мкм) позволяют легко надевать и снимать втулку и колесо. При затяжке гайки втулка деформируется и указанные зазоры выбираются, а затем при дальнейшей затяжке гайки в местах контакта втулки с валом и ступицей колеса образуются натяги.
Способ крепления рабочего колеса на валу турбомашины, преимущественно холодильной, 5 с помощью установленной между ступицей колеса и валом цилиндрической втулки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и упрощения монтажно-демонтажных работ, втулку уста10 навливают с радиальным зазором порядка 2—
4 мкм, прикладывают к ее торцам изгибающие моменты и под их воздействием деформируют края втулки в сторону вала, а среднюю часть — в сторону ступицы.