Соединение деталей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

сйо из< н ер ="в

Ватентно -,,-..„ а дм 1иотена 1,1, Оц 505654

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.11.74 (21) 2078862/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 08.04,76 (51) М. Кл F 16В 5/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР во левам изобретений в открытий (53) УДК 621.884 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Григорьев, А. И. Ярковец, H. М. Киселев и С. Н. Порошин (71) Заявитель

Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (54) СОЕДИ Н ЕН И Е ДЕТАЛ ЕЙ

D/d = 1,5 —:2,5, Изобретение относится к области машиностроения.

Известны соединения деталей с помощью силовых элементов, например болтов, с постановкой последних с осевым или радиальным натягом. Применение затяжки болтов до напряжений в болте 0,7 —:0,9 предела текучести материала болта или посадки болта в отверстие с натягом до 0,75 —:2,5% от диаметра болта и выше приводит к повышению выносливости соединений, работающих на срез (в поперечно — нагруженных стыках), в несколько раз, однако при этих условиях интенсивно развивается контактная коррозия трения на сопрягающихся поверхностях соедш немых деталей.

Известно болтовое соединение с радиальным и осевым натягом болтов. Недостатком этого соединения является то, что контакт соединяемых деталей в зоне болтов осуществляется по кольцевой площадке вокруг отверстия под болт, таким образом, концентратор напряжений от наличия отверстия под болт и концентратор от действия контактной коррозии трения между соединяемыми деталями действуют одновременно в опасном сечении, что снижает усталостную прочность соединения.

Для повышения надежности соединения в условиях сдвигающих нагрузок в опасных сечениях соединения (в сечениях по крайним болтам) у более нагруженных деталей па поверхностях, сопрягающихся с противоположно-нагруженными деталями, выполнены углубления в материале на глубину 0,3 —:0,5 мм с соотношением: где D — наружный диаметр углубления, 10 d — диаметр силового элемента.

Углубление концентрично относительно отверстия под силовой элемент, поэтому контакт соединяемых деталей в предлагаемом соединении осуществляется по кольцевой площадке, 15 внутренний диаметр которой равен диаметру углубления в материале. Таким образом, контакт деталей отодвинут от кромки отверстия, концентраторы напряжений от наличия отверстия под болт и от действия контактной

2< коррозии трения разнесены в разные сечения деталей.

На фиг. 1 дано болтовое соединение двух деталей, на фиг. 2 — болтовое соединение нескольких деталей.

25 Детали 1 и 2 соединены с помощью силовых элементов, например болтов 3 и гаек 4, расположенных в нескольких рядах. На соединяемых деталях 1 и 2 в зоне силовых элементов (болтов 3) выполнены выемки 5 диа30 метром D.

503054

D/d= 1,5 —:2,5, 4 3 2

Фи8. 1

5 Фиг. 2

Составитель В. Вороненко

Редактор Л, Василькова Техред Е. Подурушина Корректор T. Добровольская

Заказ 671/9 Изд. ¹ 1!08 Тираж 1131 Подписное

Е1НИИПИ Государственного коми.ета Совета Министров СГГР по делам изобретений и открьпий

113035, Москва, К-35, Раугпская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Перенос контакта от кромки отверстия за диаметр D=l,5 †: 2,5d, где d †диаме силового элемента.

Благодаря этому в соединениях с радиальным и осевым натягом разрушение происходит по следам контактной коррозии трения, развивающейся в контакте, по целому сечению деталей, при этом выносливость при циклических нагружениях увеличивается в 1,5 — 2 и более раз.

Формула изобретения

Соединение деталей силовыми элементами, расположенными рядами, например, болтамц и гайками, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения в условиях сдвигающих нагрузок, на соединяемых деталях в зоне силовых элементов, расположенных в крайних более нагруженных рядах, выполнены выемки глубиной 0,3 —:0,5 мм со следующим соотношением: где: .0 — наружный диаметр углубления;

d †диаме силового элемента.