Муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(11) 5О3064
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.11.73 (21) 1973552/25-27 с присоединением заявки № (23),Приоритет п. 3 04.01.74
Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 14.06.76 (51) М Кл 2 F 16D 41/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825 5 (088.8) (72) Автор изобретения
В. Б. Панов (71) Заявитель (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин и агрегатов, при эксплуатации которых необходим контроль за работой муфты.
Известна муфта свободного хода 11), содержащая концентрично расположенные звездочку и обойму, установленные между ними ролики в сепараторе, соединенном с дисковым фрикционным механизмом, находящимся в обойме.
Однако режим работы такой муфты не контролируется. В процессе эксплуатации в результате нарушения кинематической цепи между обоймой и звездочкой возможна пробуксовка муфты, что приводит к интенсивной раскрутке двигателя, связанного со звездочкой, и в ряде случаев к его поломке.
Предлагаемая муфта отличается от известной тем, что она снабжена сигнальным устройством, установленным на звездочке и выполненным в виде поворотных рычагов, подпружиненных относительно звездочки, и контактирующего с ними кольца, имеющего выемки, расположенные с угловым смещением относительно осей вращения рычагов, и паз ля размещения упора, выполненного на сепараторе и поворачивающегося на угол, больший, чем угол между выемками и осями вращения рычагов. Кроме того, один из дисков фрикционного механизма соединен с кольцом сигнального устройства. Сеператор также подпружинен относительно звездочки пружиной повышенной жесткости и связан с одним из взаимодействующих между собой дисков фрикционного механизма, поджатых в осевом направлении пружиной.
Такое выполнение улучшает эксплуатационные свойства муфты и обеспечивает сигнали1о зацию в начальный момент пробуксовки, что позволяет отключить двигатель, связанный со звездочкой, на ранней стадии его раскрутки.
На фиг. 1 показан осевой разрез муфты; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на
15 фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 2.
Муфта состоит из ведущей звездочки 1, ведомой обоймы 2, расположенных между ними роликов 3, заключенных в сепараторе 4.
Ролики постоянно поджаты в направлении заклинивания кольцевой пружиной 5 повышенной жесткости.
Муфта снабжена фрикционным разгружающим механизмом, уменьшающим прижимное усилие <а ролики при свободном ходе механизма до величины, исключающей повышенный износ контактных поверхностей, и увеличивающим прижимное усилие при заклинивании роликов.
Этот механизм состоит из фрикционного ди30 ска 6, взаимодействующего с дисками 7 и 8, 503064 установленными в обойме и зафиксированными от проворота относительно нее. Фрикционцые диски имеют осевое поджатие упругим элементом 9.
Диск 6 установлен на цилиндрической поверхности кольца 10 и зафиксирован от осевого смещения и проворачивания, Кольцо 10 установлено на сепараторе с возможностью ограниченного перемещения относительно него на угол ср, в пределах ширины паза 11, выполненного на посадочной поверхности кольца. В пазу находится шпонка 12, соединяющая его с сепаратором 4. На звездочке 11 установлено сигнальное устройство. Оно имеет три поворотных рычага !3, прижимаемых пружиной 14 к внутренней торцовой поверхности кольца 10, в которой имеются три выемки
15, расположенные с угловым смещением ср относительно оси вращения рычагов 13. При этом угол ((я«.
Непосредственно у наружного торца кольца
10 расположен тумблер 16 включения системы сигнализации при отказе муфты.
В процессе нормального функционирования муфты кольцо 10 постоянно повернуто относительно сепаратора до отказа в сторону вращения звездочки.
Муфта работает следующим образом.
Усилие пружины 5 обеспечивает постоянную готовность роликов к заклиниванию. При включении муфты на ролики действует суммарное заклинивающее усилие пружины и сил трения между дисками во фрикционном механизме. Вращение от звездочки через заклинивающие ролики передается практически мгновенно. При нормальной работе муфты кольцо 10, соприкасающееся с поворотными рычагами, остается неподвижным относительно сепаратора 4 (и звездочки), так как он удерживается силами трения на поверхностях неподвижных фрикционных дисков, имеющих осевое поджатие.
В период свободного хода фрикционный диск 6 проскальзывает между дисками 7 и 8, соединенными с обоймой. Фрикционные силы стремятся переместить диск 6 и соединенное с ним кольцо 10 относительно сепаратора в направлении вращения обоймы, но перемещению кольца в этом направлении препятствует шпонка 12, обеспечивающая заданное положение кольца относительно сепаратора 4 и звездочки 1. При этом результирующая фрикционных сил, действуя через шпонку 12 на сепаратор в направлении расклинивания роликов, уменьшает величину прижимного усилия пружины на ролики.
Таким образом, при нормальной работе муфты перемещение фиксирующего кольца 10 и выход поворотных рычагов 13 через выемки невозможны.
В случае отказа механизма и начавшейся пробуксовки его звездочка перемещается относительно обоймы на значительный угол, опережая обойму. В результате этого перемещения фрикционный диск 6 и кольцо 10, отставая от вращения звездочки под действием сил трения на диске, поворачиваются относительно сепаратора и звездочки на заданный угол q< во второе крайнее положение до упора в шпонку 12. При этом выемки на торцовой поверхности кольца 10 занимают положение против рычагов 13, которые под действием пружины 14 становятся перпендикулярно к торцовой поверхности кольца, выступая из выемок. В результате вращения звездочки один из рычагов (ближайший по вращению) входит в зацепление с тумблером 16 выключателя системы сигнализации при отказе муфты свободного хода и производит ее включение.
Формула изобретения
1. Му.фта свободного хода, содержащая концентрично расположенные звездочку и обойму, установленные между ними ролики в сепараторе, соединенном с дисковым фрикционным механизмом, находящимся в обойме, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения сигнализации в начальный момент пробуксовки, муфта снабжена сигнальным устройством, установленным на звездочке и выполненным в виде поворотных рычагов, подпружиненных относительно звездочки, и контактирующего с ними кольца, имеющего выс мки, расположенные с угловым смещением относительно оси вращения рычагов, и паз для размещения упора, выполненного на сепараторе и поворачивающегося на угол, больший, чем угол между выемками и осями вращения рычагов.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, ч о один из дисков фрикционного механизма соединен с кольцом сигнального устройства.
3. Муфта по п. 1, отлича ю ща я ся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств муфты, сепаратор подпружинен относительно звездочки пружиной повышенной жесткости и связан с одним из взаимодействующих между собой дисков фрикционного м -wan>taMa, поджатых в осевом направлении пружиной
ЛИТЕРЛТУРЛ:
1. Лвт. св. № 195797 кл. F 16d 41/07, 1967 г, 503064
А-А
Составитель Л. Атрушкевич
Техред Т. Курнлко
Редактор И. Шубина
Корректор Т. Гревцова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1303/2 Изд. ¹ 1324 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5