Торовый вариатор для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И!..Е"::.": а .-:503070
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Сооотсхях
Соовало т-ячоских
Росоуойкк (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.07.72 (21) 1810142/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опуоликовано 15.02.76. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 13.04.7б (51) М Кп Г 16Н 15/36
В бОК 17/08
1осударстаоос;.. :. комитат
Совета Иявястроо l .ÑÐ
gp аопа",т yас трст ккя р открыток (53) УДК 629,113-585.1 (088.8) (72) Авторы изоб ретспия
Л. А. Данилов, Б. И. Рабинков и Б. С. Собченко (71) Заявитель Липецкий ордена Ленина тракторный завод им. ХХ111 съезда КПСС (54) ТОРОВЫЙ ВАРИАТОР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к бесступенчатым фрикционным передачам для транспортных средств, а именно: к торовым вариаторам с высокими удельными давлениями в пятнах контакта фрикционных тел.
Известен торовый вариатор для транспортного средства, состоящий из двух соосно расположетшых чашек, хордально расположенных промежуточных роликов, каждая ось главного вращения которых связана с рамкой вариатора дополнительным звеном, имеющим шарниры с продольной и поперечной осями, а также систему управления с самопереводом роликов.
Недостатком известного торового вариатора являются значительные поперечные габариты рамки вариатора, определяемые расстоянием между внутренними торцами проушин рамки, которое должно быть больше диаметра ролика.
Кроме того, установка в рамке вариатора подшипников поперечной оси дополнительного двухшарнирного звена существенно усложняет ее форму, требуя больших фрезерных работ, Цель изобретения — сокращение габаритов и веса.
Это достигается тем, что шарнир, служащий для соединения дополнительного звена с рамкой вариатора, выполнен с продольной осью и расположен, преимущественно, в пространстве между промежуточным роликом и шарниром дополнительного звена с поперечной
5 осью, служащим для соединения оси главного вращения ролика с дополнительным звеном. Кроме того, оси главного вращения промежуточных роликов выполнены в виде люлек, охватывающих рамку вариатора.
10 На фиг. 1 показана схема торового вариатора с дополнительным звеном, оба шарнира которого расположены в одной плоскости, и пространственной рамкой для двух роликов; на фиг. 2 — то же, с расположением
15 шарнира с продольной осью между роликом и шарниром с поперечной осью; на фиг. 3— то же, с плоской рамкой для трех роликов, продольный разрез; на фиг. 4 — поперечный разрез предлагаемого вариатора с плоской
20 р амкой, Предлагаемый вариатор (фиг. 1 — 4) содержит две соосно расположенные чашки 1, промежуточные ролики 2, каждая ось 3 главного вращения которых связана с рамкой 4
25 вариатора дополнительным звеном 5, имеющим шарнир с продольной осью б и поперечной осью 7, и рычаги 8. на которые воздействует система управления, использующая самоперевод роликов.
503070
Оси дополнительного двухшарнирного звена 5 могут лежать в одной плоскости (фиг.
1), шарнир с продольной осью 6, служащий для соединения дополнительного звена 5 с рамкой 4, может быть расположен в пространстве между промежуточным роликом 2 и шарниром дополнительного звена с поперечной осью 7, служащим для соединения оси 3 главного вращения ролика 2 с дополнительным звеном 5 (фиг. 2). Кроме того, оси 3 главного вращения промежуточных роликов
2 могут быть выполнены в виде люлек 9 (фиг. 3 и 4), охватывающих рамку 4 вариатора.
Система управления, воздействуя на каждый рычаг 8, поворачивает донолнительное звено 5 относительно рамки 4 и отклоняет оси 3 главного вращения ролика 2 из плоскости, общей с осью чашек 1, вызывая тем самым самоперевод роликов 2 на изменение передаточного отношения вариатора. При атом оси 3 главного вращения роликов 2 поворачиваются в шарнире с поперечной осью 7.
Формула изобретения
1. Торовый вариатор для транспортного средства, состоящий из двух соосно располо5 женных чашек, хордально расположенных промежуточных роликов, каждая ось главного вращения которых связана с рамкой вариатора дополнительным звеном, имеющим шарниры с продольной и поперечной осями, а
10 также систему управления с самопереводом роликов, отличающийся тем,что, с целью сокращения его габаритов и веса, шарнир, служащий для соединения дополнительного звена с рамкой вариатора, выполнен с про15 дольной осью и расположен, преимущественно, в пространстве между промежуточным роликом и шарниром дополнительного звена с поперечной осью, служащим для соединения оси главного вращения ролика с дополни20 тельным звеном.
2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что оси главного вращения промежуточных роликов выполнены в виде люлек, охватывающих рамку вариатора.
503070
Составитель Э. Выборнов
Техред Е. Подурушина
Редактор С. Байкова
Корректор А. Степанова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 667/2 Изд. № 1109 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5