Двухканальная следящая система
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. 1
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ рп 503205
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.05.74 (21) 2029494/18-24 с присоединением заявки № (51) М, Кл. G 05В 11/00
Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий
Опубликовано 15,02.76. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 16.04.7б (53) УДК 62-50(088.8) (72) Автор изобретения
Б. В. Новоселов (1) Заявитель (54) ДВУХКАНАЛЬНАЯ СЛЕДЯЩАЯ CHCTEMA
Гасударственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано при создании прецизионных следящих приводов.
Известна двухканальная следящая система, содержащая основной привод, состоящий из последовательно соединенных чувствительного элемента, усилителя, исполнительного двигателя, дифференциала, редуктора, нагрузочного элемента, и корректирующий привод, состоящий из усилителя, соединенного с исполнительным двигателем. Недостатками системы с выборкой зазоров дополнительным корректирующим приводом, работающим по сигналу погрешности редуктора, являются взаимовлияние работы основного и корректирующего привода в динамике из-за отсутствия необратимой передачи хотя бы в канале одного привода, что приводит к неоправданному росту мощности корректирующего привода и низкие показатели качества работы системы, так как корректирующий привод практически эквивалентен внутренней положительной обратной связи в основном приводе, что может привести к потере устойчивости системой; кроме того, датчики должны обладать точностью, чтобы измерить погрешность редуктора, следовательно, они имеют большой вес и габариты; наличие механической связи между датчиками и соответствующими валами редуктора и нагрузки через муфты той или иной конструкции может привести к ложной информации на выходе датчиков о погрешностях.
Описываемая система отличается тем, что в
5 корректирующий привод введены пороговое устройство, дифференциал, муфта предельного момента, необратимый редуктор, причем вход порогового устройства соединен с выходом чувствительного элемента основного при10 вода, а выход — со входом усилителя корректирующего привода, вход дифференциала соединен с выходом исполнительного двигателя корректирующего привода, первый выход которого соединен со входом необратимого ре15 дуктора, а второй выход — со входом муфты предельного момента, выход которой соединен с корпусом, а вход необратимого редуктора— с одним из входов дифференциала основного привода. Это позволяет повысить точность си20 стемы без потери ею запасов по устойчивости.
На фиг. 1 представлена блок-схема описываемой системы; на фиг. 2 — график, поясняющий эффект повышения жесткости редуктора основного привода, и приняты следующие
25 буквенные обозначения: Оь 0 — соответственно входная и выходная величина системы;
0 — ошибка системы; аь u> — углы поворота входных валов дифференциала соответственно основным приводом с корректирующим
30 приводом; М, ̄̄— моменты соответст503205
3 венно на валу нагрузки, входном валу дифференциала по основному каналу и входном валу дифференциала по корректирующему каналу;, q r, cI,p — жесткости передачи соответственно без устройства выбора зазоров, с устройством выбора только люфта; с устройством выбора люфта и контактных и изгибных деформаций; б — разность между углами поворота входного и выходного валов механической передачи, приведенными к одному и тому же валу.
Описываемая система состоит из чувствительного элемента 1, на один вход которого поступает входная величина 0 системы, а второй вход соединен с выходом нагрузки 2.
Выход элемента 1 соединен со входами усилителя 3 основного привода 4 и порогового устройства 5 корректирующего привода 6. Выход усилителя 3 соединен со входом исполнительного двигателя 7 привода 4, а выход двигателя 7 соединен с одним из входов дифференциала 8 привода 4. Второй вход дифференциала 8 соединен с выходом необратимого редуктора 9 привода 6. Вход редуктора 9 соединен с одним из выходов дифференциала 10 привода 6, второй выход которого соединен с входным валом муфты предельного момента
11, выход которой соединен с корпусом 12.
Входной вал дифференциала 10 соединен с выходом двигателя 13, вход которого соединен с выходом усилителя 14. Вход усилителя
14 соединен с выходом порогового устройства
5. Выход дифференциала 8 соединен со входом редуктора 15, выход которого соединен со входом нагрузки 2.
При подаче на вход системы входного воздействия Or в начальный момент на выходе элемента 1 появляется рассогласование О, превышающее допустимое значение. Пороговое устройство 5 по сигналу 0 срабатывает и сигнал О, усиленный усилителем 14, поступает на двигатель 13, который через дифференциал 10 и редуктор 9 воздействует на один из входов дифференциала 8, выбирая в дифференциале 8 и редукторе 15 люфты, контактные и изгибные деформации. После достижения определенных моментов на выходном валу редуктора 9 и одном из выходных валов дифференциала 10, превосходящих момент проскальзывания муфты 11, движение от двигателя 13 передается только муфте 11.
При таком построении системы увеличивается эквивалентная жесткость редуктора 15 как в статических, так и в динамических режимах работы системы, Эффект увеличения эквивалентной жесткости можно объяснить графиком (см. фиг. 2), где участок ОА характеризует выборку люфта, участок А — контактные изгибные деформации, а участок
ВС вЂ” упругие деформации. Углы наклона соответствующих отрезков графика <р, cprÄ cpz характеризуют эквивалентные жесткости механическои передачи. Из анализа графика видно, что при обеспечении предварительного выбора люфта, а также изгибной и контактной деформации эквивалентная жесткость передачи будет характеризоваться только упругими деформациями. Это и обеспечивает корректирующий канал 6 в системе.
Ввод порогового устройства 5 исключает привод 6 из работы системы при ошибках, меньших заданных техническими требованиями. Ввод муфты предельного момента 11 обеспечивает выработку приводом 6 момента, не превышающего значения М, т. е. устраняет влияние привода 6 на величину упругих деформаций в передачах дифференциала 8 и редуктора 15. Ввод необратимого редуктора 9 исключает взаимовлияние приводов 4 и 6 в динамике. Подключение входа привода 6 к выходу чувствительного элемента 1 обеспечивает независимость качества влияния привода 6 на улучшение характеристик привода 4 от точности измерения погрешностей передач дифференциала 8 и редуктора 15. Знак ввода поправки а определяется знаком ошибки системы.
Быстродействие привода 6 должно быть значительно выше привода 4, обеспечение чего не вызывает трудностей, так как мощность привода 6 значительно меньше мощности привода 4.
Формула изобретения
Двухканальная следящая система, содержащая основной привод, состоящий из последовательно соединенных чувствительного элемента, усилителя, исполнительного двигателя, дифференциала, редуктора, нагрузочного элемента, и корректирующий привод, состоящий из усилителя, соединенного с исполнительным двигателем, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности системы, в корректирующий привод введены пороговое устройство, дифференциал, муфта предельного момента, необратимый редуктор, причем вход порогового устройства соединен с выходом чувствительного элемента основного привода, а выход — со входом усилителя корректирующего привода, вход дифференциала соединен с выходом исполнительного двигателя корректирующего привода, первый выход которого соединен со входом необратимого редуктора, а второй выход — со входом муфты предельного момента, выход которой соединен с корпусом, а вход необратимого редуктора — с одним из входов дифференциала основного привода.
Фиг. 1
1
ФЫ2 2
Составитель Г. Беликов
Редактор Л. Тюрина Техред Т. Курилко Корректоры: А. Дзесова и А. Галахова
Заказ 714/7 Изд. № 1093 Тираж 1029 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2