Способ снижения вибрации ротора явнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

, 1 (11) ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРЧИК©МУ тЗИДеаТеолЬСТВУ

Союз Созетскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.11.72 (21) 1853644/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 07.01.77 (51) М.Кл е Н 02К 15/16

Государственный комитет

Саввта Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313. .713 (088.8) (72) Автор изобретения

Е. С. Трунин (71) Заявитель Ремонтно-производственное предприятие «Южказэнергоремонт» (54) СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВИБРАЦИИ POIOPA

ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

А,— Ао П вЂ” Л, z ()

30

В известных способах снижения вибрации роторов явнополюсных электрических машин осуществляют реконструктивные и монтажные мероприятия: перемещение полюсов, центровку ротора относительно статора, перемещение элементов статора, выключение части витков обмотки возбуждения. Недостатками таких способов являются большие трудозатраты, значительный простой оборудования и недоотпуск электроэнергии потребителю.

Предлагаемый способ снижения вибрации ротора путем электромагнитной балансировки поля, создаваемого обмоткой возбуждения, позволяет упростить технологию балансировки. Это достигается тем, что электрическую машину вводят в режим работы под нагрузкой, соответствующей максимальной вибрации, находят путем сравнения амплитуды по окружности вала ротора направление с максимальной вибрацией и измеряют в этом направлении амплитуду и фазу вибрации. Далее агрегат останавливают, удаляют пробное количество витков на любом из полюсов ротора, вновь пускают агрегат и вновь в первоначальном направлении измеряют параметры вибрации, после чего агрегат останавливают, рассчитывают по результатам замеров количество удаляемых витков и выключают их.

При первом пуске агрегат доводят до нагрузки, соответствующей максимальной

2 вибрации, как правило до номинальной. Путем сравнения находят по окружности ротора направление с наибольшей вибрацией и определяют в этом направлении вектор началь5 ной вибрации Ао — абсолютную величину амплитуды Ао вала и его фазу q;o, измеряемую стробоскопическим методом. Затем агрегат останавливают и осуществляют пробную коррекцию электромагнитного поля путем выключения из работы на любом из полюсов ротора витков с вектором z,, т. е. z, витков, расположенных по окружности ротора под углом 7, к началу отсчета; последнее выбирают на полюсе в районе максимального поля.

При повторном пуске агрегата в режиме, аналогичном первому пуску, и определяют вектор А1 вибрации путем измерения амплитуды А1 и фазы ср1 вала в первоначальном направлении.

Далее агрегат останавливают и на основе комплексного динамического коэффициента а влияния, рассчитанного на один виток, определяют вектор z р количества витков и их расположения по фазе по формулам

503337

Z Il

Составитель А Воинов

Техред T. Курнлко Корректор Т. Добровольская

Редактор А. Пейсоченко

Из д. № 11193 Тира)к 882 Подписное

Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 49О8

ЦНИИПИ

МОТ, Загорский филиал

3 где яр — вектор результирующих значений выключаемых витков;

z„— вектор пробных выключаемых витков;

Ав, А — векторы начальной вибрации ротора и вибрации после выключения

z, витков, соответственно.

Формула изобретения

Способ снижения вибрации ротора явнополюсной электрической машины, например гидрогенератора, посредством выключения части витков обмотки возбуждения, отличаюи ийся тем, что, с целью упрощения технологии, электрическую машину вводят в режим работы под нагрузкой, соответствующей максимальной вибрации, при кот ором путем сравнения амплитуды находят по окружности вала ротора направление с максимальной вибрацией, в котором измеряют амплитуду и фазу, после чего осуществляют останов агре4 гата и удаляют пробное количество витков на любом из полюсов ротора, повторно вводят машину в тот же режим работы, измеряют указанные параметры вибрации в том же направлении, определяют требуемое число выключаемых витков и их расположение по окружности ротора, после чего машину останавливают и выключают указанное количество витков, причем упомянутое количество

10 витков и их расположение определяют по формулам — Ao — А — Ао

Zt))Я а

15 где zð — вектор результирующих значений выключаемых витков;

z, — вектор пробных выключаемых витков;

А„А — векторы начальной вибрации рото20 ра и вибрации после выключения г витков, соответственно.