Устройство для регулирования амплитудной характеристики регулятора уровня

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалисти!4еских

Республик (111 б М 294 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.01.74 (21) 1995929/26-2l с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25,02.763юллетень № 7 (45) Дата опубликования описания 20.0;1.76 ° (51) М. Кл. и

11 0,> 1 б. !1!

l1 04 g 7/()О

Гасударственный комнтет

Совета Мнннстроа СССР по делам нзооретеннй и открытий (53). У Г1 К 621 ° . 39(>,!11" (ояко.в) М, С, Хвиливипкий (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУ)1ИРОИА11ИЯ АМ11Л14ТУД11011

XAPAKTEPÈÑT11Ê È РЕГУЛЯТОРА У1>ОВ t { Ë

11зэбретение относится к области радиотехники, в частнэсти к автоматическим регуляторам уровня сигналов звуковой частоть!

Известны устройств» для регулирования амплитудной характеристики регулятора уровня преимущественно в блоках звукозаписи, содержащие основание, лицевук> панель, выполненные в виде потенпиометров регуляторы усиления в линейном режиме, порога эг- 10 раничения, степени и пэрота сжатия, степени и порога шумоподавления и механизм пе,ремешения движков потенииометров.

11ель изобретения - повысить точность и скорость регулировки. l5

Это достигается тем, чтэ механизм перемешения регулятора порога ограничения выполнен в виде горизонтальной линейки с возможностью ее параллельно-поступательного перемешения, а механизмы перемеше- 20 ния рег чятора усиления в линейном режиме, регулятора порога сжатия и порога шумоподавления также выполнены в виде наклэнной под углом к гэризэнтальной линейке линейки с вэзмэжнэстьк> ее параллельнэ-по- 25 ступательногопере.,зешепия с зак1>еплеппыми на ней каретками с кулис «ми ugn;» которых подвижно соединена с гэ1>!!з:>пта!иной линейкой, а другая с рн<:полэжеппэй под углом к горизонтальной линейке и, >к1н-пленной на основании планк ОЙ, !>р>! n ".! t re гу-! лятэр степени сжатия и регулятор < 1 — !п>пн .шумоподавления разме!непы на уиомя!!утых каретках.

Иа чертеже изображено предлагаемое устройство.

11аклонная липейка l распэлэжепа под

45 к эси входных уровней ал!плитудпэй х»о рактеристики, горизонтальная линейка 2 параллельно атой эси.

B линейке 2 сделана прэдэльпая прорезь, 11а конпах линеек 1 и 2 имеются вр!>и!люп!неся ролики 3, через которые прону!пены ниткии 4, Кониы последних закт>еплен!.! на неподвижном основании 5 так, чтобы линейки могли перемешаться параллельп >, Г1о наклонной линейке 1 свобэд !о пе н>мешаются каретки 6 и 7 ° 11» верхней (по отношению к оси вхэднь!х уровней) >! п» нижней каретках имеются две кулисы H и 9, 504294 которые свободно поворачиваются относи« тельно оси параллельно плоскости амплитудной характеристики.

Кулисы имеют прорези такой ширины, чтобы по всей длине кулис могли свободно перемешаться невыпадаюшие цапфы 10 и 11, Бапфа 10 уста;.овлена в прорези кулисы (верхней каретки) Я и одновременно в прорези горизонтальной Линейки 2, а цапфа 11

- в прорези кулисы (нижней каретки) 9 и в прорези наклонной (установленной под углом 45о) планки 12, укрепленной на неподвижном основании 5.

Регуляторы, осуществляющие измэнение парметров авторегулятора, содержат реэистивный слой и контактную пружину со щеткой. Резистивы 13 регуляторов усиления в линейном режиме и порога ограничения 14 размещены на неподвижном основании 5 под линейками 1 и 2 соответст нно, а их кон актные пружины и щетки 15 - на этих линейках.

Резистивы 16 регуляторов порогов сжатия и шумоподавления 17 укреплены на наклонной линейке I, а щетки 15 — на каретках 6 и 7. На верхней каретке 6 имеется резистив 18, включенный в цепь регулирования степени сжатия, а на нижней каретке 7 — резистив 19, служащий для регулирования степени шумоподавления. Соответствующие им контактные пружины и щетки 15 укреплены на поворотных кулисах 8 и 9. Подключение резистивов и контактных пружин к смонтированным на неподвижном основании контактам осуществляется при помощи гибких проводников.

Ручка 20 укреплена на цапфе 11, руч2 1 — /la ocH кулисы (HB7KHpA каретки) 9, ручка 22 — на оси кулисы (верхней карет» ки ) 8, ручка 2 3 — на цапфе 1 0 и ручка 24 — на горизонтальной линейке 2.Между ручками 20-24 натянута резинка либо спир;зльная пружина 25, цвет которой должен контрастировать с цветом остальных деталей механизма и основания. Резинка . (пружина) 25 создает изображение амплитудной характеристики авторегулятора, на которой могут быть легко выделены участки ограничения, сжатия, линейного усиления и шумоподавления.

На лицевой панели имеется шкала, где нанесены oc. H входных и выходных уровней и произведена градуировка уровней. Резистивы выполнены так, чтобы ход щеток и величина вносимого затухания были согласованы со шкалой уровней на осях координат.

Устройство работает следующим образом. При необходимости изменить величину б

lO б

Зб

66

60 порога ограничения с помощью ручки 24 перемешают линейку 2 вверх или вниз. При этом система роликов 3 и ниток 4 обеспечивает параллельность линейки 2 относительно горизонтальной оси. Контактная щетка 15 скользит по резистиву 14, что изменяет затухание в цепи авторегулятора, определяюшей величину порога ограничения.

В случае, когда регулирование порога ограничения осуществляется при постоянной величине степени сжатия, одновременно с ручкой 24 передвигают ручку 23 вдоль кулисы 8. При этом цапфа 10 перемешается в прорезях линейки 2 и кулисы 8," величина участка ограничения уменьшается, а участка сжатия увеличивается либо, наоборот,. увеличивается величина участка ограничения и уменьшается величина участка сжатия.

Если же необходимо сохранить длину участка ограничения постоянной, перемешают вверх или вниз одновременно ручки 24 и 23. При таком способе регулирования цапфа 10 перемешается только относительно прорези кулисы 8, à сама кулиса 8 поворачивается относительно оси ручки 22 (в атом случае одновременно регулируется и величина степени сжатия).

Если требуется изменить величину степени сжатия, оставив неизменным порог ограничения, поворачивают посредством ручки 23 кулису 8, При атом цапфа 10 перемешается в прорезях кулисы 8 и линейки 2, а щетка 15 скользит по реэистиву 18, изменяя величину сопротивления в цепи регулирования степени сжатия. Автоматически меняется и соотношение между длинами

1 участков сжатия и ограничения на амплитудной характеристике, создаваемой резинкой 25, Если необходимо изменить порог сжатия, оставив прежними величины порога ограничения и степени сжатия, передвигают ручку 22 в направлении отрезка участка линейного усиления. В этом случае каретка 6 пвредвигается вдоль линейки 1 и изменяется величина сопротивления между щеткой 15 и KoHlioM резистива 16. Одновременно в прорезях перемешается и цапфа 10, обеспечивая параллельное смещение кулисы 8 и, соответственно, участка сжатия амплитудной характеристики авторегулятора.

Г!ри необходимости изменять величину коэффициента усиления в линейном режиме перемешают при помощи ручек 22 либо 21 линейку 1 в направлении, перпендикулярном отрезку линейного усиления амплитудно". характеристики. В атом случае шетка 15 скользит по резистиву 13, регулируя величину соответствующего сопротивления в схеме авторегулятора. Если при таком смешении надо сохранить длину участка линейного усиления, то положение каоеток б и 7 на линейке 1 не изменяют (однако, авто матически изменяется в личика степени сжатия и шумоподавления). Если же необходимэ сохранить выбранные ранее режимы сжатия и шумоподавления, перемещают ручки 22 и 21 в направлениях отрезков участ- 1р ков сжатия и шумоподавления, изменяя длину участка линейного усиления.

При необходимости изменить порог шумоподавления ручка 21 передвигается в направлении участка линейного усиления !

-.ак, чтобы каретка 7 сместилась вдоль ли» нейки 1, а щетка 15, расположенная на нижней каретке, — вдоль резистива 17. При регулировании степени шумоподавления ручка 20 передвигается вдоль планки 12, цапфа 11 перемещается в прорези планки 12, а кулиса 9 поворачивается относительно

,оси ручки 21. В этом случае контактная пружина со щеткой 15, укрепленная на кулисе 9, скользит по резистиву 19, изменяя величину сопротивления в пепи регулировки степени шумоподавления. Также как и в случае регулирования длины участка сжатия имеется возможность выбора произвольной длины (в пределах длины ку30 лисы 9) и направления участка шумоподавления.

Таким образом, при необходимости изменить вид амплитудной характеристики

35 авторегулятора перемещают любую из ручек 20-24 по требуемой траектории. При этом приводится в движение весь механизм, и регуляторы одновременно изменяют свое затухание на необходил1ую величину. Так, 40 например, если перемешать параллельно вертикальной оси ручку 22, установленную на верхней каретке, перемепгается влево и вверх линейка 1, по ней скользит вправо и вверх каретка 6, и изменяется угол на,клона кулисы 8. Вследствие этого изменя ется положение щеток 15 на резистивах 13, 16, 18 и, соответственно, величины линей ного усиления, порога и степени сжатия.

В некоторых случаях может оказат,ся удобным выполнить устройство на основе использования бесконтактных, например,,светоуправляемых регуляторов. При,етом вместо контактных пружин и щеток 15 ус ганавливаются светоизлучаюшие элемен ты (миниатюрные лампы накаливания, све-! ! тоиэлу аюшие диоды и так далее), а вмест реэистивных.слоев 13 и 14-19 наносят-! ся светочувствительные резистивпые слои ,, (фотореэистивы) .

:Формула изобретения !

Устройство для регулирования амплитудной характеристики регулятора уровня

1 . преимущественно в блоках звукозаписи, сс-! держаще.. основание, липевую панель, вьл-! ,:полненныв в виде потенииол;етров регуля-! торы усиления в линейном режиме, поро;га ограничения, степени и порога сжатия, степени н порога: шумоподавления н лп.х;.низмы перемещения движков потеtttntu st:: t1ttея, отличающееся тел, что,снедь!и повышения то ности и скорости регули!ловки, механизм перемещения регуляторл порога ограничения выполиi н в виде горино,t, тальной линейки с возможносчью о» плрл 1лельно-поступательного перемещения, . м - ханизмы перемещения регуляторл уснпс:!пя в липейном режиме, регулятора порог: сжлтия и порога шумоподавления тлкже выполнены в виде наклонной под углом к гори-.зонтальной линейке линейки с возмож!!остью ее параллельно-поступательного перпмешения с закрепленными на пеt1 каре-клм!! с кулисами, одна из которых полвижпе со .единена с горизонтальной линейкой, а лру-! гая с расположенной код углом к горпзо!!тальной лнпейке н закрепленной HA оспэвлнии планкой, причем регулятор степени сжл,тия и регулятор степени шумоподлвлен я размещены на упомянутых каретках.

504294

Составитель Н. Ьлинкова

Редактор Л. Народная Техред М. Левицкая КорректорЛ. Тромбона

Тираж 1029 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101