Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

-I

1 .!

О П И С А Н И Е (ii) 50489!

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.07.74 (21) 2048365/25-27 (51) М Кл г F 16D 7j02

F 1бР 43/20 с присоединением заявки №

Государственнык комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.76. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 27.04.7б (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

M К. Афанасьев, В. А. Петриченко и Н. Н. Корниенко

Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия

Великой Октябрьской социалистической революции (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, к предохранительным устройствам машин и применяется для защиты от перегрузок узлов и деталей, например, металлургических машин.

Известны предохранительные фрикционные муфты, содержащие ведущий и ведомый валы, соединенные фрикционными дисками, IIOlf,— жатыми пружинами через нажимной диск, взаимодействующий с винтовым устройством срабатывания, выполненным в виде втулки с двумя соединенными цилиндрическим пояском участками разнонаправленной резьбы, взаимодействующей с ведущей полу. муфтой, состоящей из смонтированных на участках резьбовой втулки трубы с упором и ступицы, соединенных торсионом и осуществляющих осевое перемещение нажимного диска до упора для размыкания пакета.

Основным недостатком известных муфт является то, что часть усилия затянутых пру>кин, в результате действия которых возникает момент трения, нейтрализуется усилиями, возникающими в винтовом срабатывающем устройстве; для увеличения предельного крутящего момента необходимо соответственно увеличивать усилия, создаваемые пружинами, при этом габариты при огромных передаваемых приводом моментах настолько велики, что устройство, призванное защищать от перегрузок привод, само является аккуму.лятором энергии и способствует в качестве дополнительной массы возрастанию динамических нагрузок на детали и узлы, которое чаще всего приводит к аварийным поломкам дорогостоящих деталей и простоям оборудования, ведущим к снижению производительности и увеличению себестоимости выпускаемой продукции.

1о С целью уменьшения размеров муфты при передаче больших крутящих моментов и повышения ее чувствительности у предлагаемой муфты винтовое устройство срабатывания выполнено в виде обоймы и смонтированных в

15 ней последовательно с возможностью осевого перемещения двух резьбовых пар, наружные гильзы которых установлены на шлицах, выполненных на внутренней поверхности обоймы, а внутренние втулки резьбовых пар размещены на ведущем валу, выполненном с буртом, поджимающим их друг к другу с помощью пружин, при этом одна из гильз связана с нажимным диском.

На чертеже изображен продольный разрез

25 предлагаемой муфты.

В цилиндрическую выточку ведущего вала

1 с возможностью вращения входит цилиндрическая часть ведомого вала 2. Со шлицами ведомого вала 2 соединены фрикционныс дисз0 ки 3 в виде конических оболочек, расположен504891 ных между фрикционными дисками 4, соединенными соответственно шлицами с полукорпусом 5 муфты, с которым с возможностью осевого перемещения шлицами соединены нажимной диск 6 и упорный диск 7. В боковой 5 крышке 8 муфты диаметрально расположены упорные винты 9 для регулировки упорного диска 7. Втулка 10 установлена на шлицах ведущего вала 1, связана несамотормозящейся резьбой с гильзой 11 и помещена на 10 внутренних шлицах обоймы 12 муфты. Втулка 10 и гильза 11, имея возможность осевого перемещения относительно друг друга и ведущего вала 1, ограничены в перемещении с одной стороны шайбой 13, застопоренной гайкой 15

14. С другой стороны втулка 10 или гильза 11 контактирует с кольцом 15, с боковой дорожкой двухрядного подшипника качения, внутренним кольцом которого служит буртик втулки 16 с беговыми дорожками. Ведущий 20 вал 1 имеет бурт 17 между которым и кольцом 18, имеющим беговые дорожки двухрядного подшипника качения, расположены пружины сжатия 19. На наружной поверхности втулки 16 со стороны буртика имеются шли- 25 цы, входящие в зацепление с внутренними шлицами обоймы 12. Наружная несамотормозящая резьба втулки 16 входит в зацепление с резьбой гильзы 20, соединенной наружными шлицами с внутренними шлицами обоймы 12. 30

Со стороны ведущего вала муфта закрыта боковойй крышкой 21.

Работа муфты происходит следующим образомм.

При вращении ведущего вала 1 втулка 10 35 и гильза 11, вращаясь относительно друг друга, совершают осевое перемещение, поджимают каждая или кольцо 15 двухрядного подшипника качения, или шайбу 13 в зависимости от направления вращения ведущего вала 40 и направления резьбы втулки 10 и гильзы 11.

Одновременно с другой стороны на двухрядный подшипник действуют пружины 19, усилия которых передаются резьбовым соединением втулки 16 и гильзы 20, воздействую- 45 щей на нажимной диск 6, сжимающий фрикционные диски 3, 4, прижимая их к диску 7.

Происходит передача крутящего момента.

При перегрузках усилие, перемещаемое втулкой 10 или гильзой 11 на двухрядный подшипник, больше усилия пружин 19. Втулка 16 совершает осевое перемещение влево, гильза 20 не передает достаточного осевого усилия для прижатия нажимного диска, происходит проскальзывание фрикционных поверхностей дисков 3 и 4 — муфта сработала.

При уменьшении величины крутящего момента до номинальной уменьшается осевое усилие на двухрядный подшипник со стороны втулки 10 или гильзы 11, и тогда усилие пружин 19 переместит втулку 16 вправо, которая через несамотормозящую резьбу передаст усилие втулке 10 и нажимному диску для прижатия фрикционных поверхностей, Муфта передает крутящий момент.

Формула изобретения

Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные фрикционными дисками, поджатыми пружинами через нажимной диск, взаимодействующий с винтовым устройством срабатывания, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения радиальных размеров муфты при передаче больших крутящих моментов и повышения ее чувствительности, винтовое устройство срабатывания выполнено в виде обоймы и смонтированных в ней последовательно с возможностью осевого перемещения двух резьбовых пар, наружные гильзы которых установлены на шлицах, выполненных на внутренней поверхности обоймы, а внутренние втулки резьбовых пар размещены на ведущем валу, выполненном с буртом, поджимающим их друг к другу с помощью пружин, при этом одна из гильз связана с нажимным диском.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: авт. св. № 336450, кл. F 16d 43/20 за 1970 год.

5Ñ4891

Состзвителв О. г1огвинова

Текред Е. Подурушина

Редактор Н. Коляда

Корректор T. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 903,9 Изд. ¹ 1169 1 ирака 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государствепиого комитета Совета Министров СССР по делам изооретсиий п открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская пад., д. 4,5