Обгонная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0Ц 504895
Союз Советских
Социалистических
Ресоубдик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.10.73 (21) 1968292/25-27 с присоединением заявки № (23) Приопитет
Опубликовано 28.02.76. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 06.07.76 (51) М. Кл F 16D 41/00
Го суда рствениый ком итет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621,825.5 (088.8) (72) Автор изобретения
H. П. Ефимов
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (71) Заявитель (54) ОБГОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения.
Известна обгонная муфта, содержащая концентрично расположенные корпус, вал с кольцами и размещенные с торцовых сторон корпуса под|пружиненные фрикционные диски, соединенные с кольцами стержнями, расположенными под углом к оси,вала (1).
Однако нагрузочная опособность такой муфты ограничена устойчивостью стержней при их сжатии.
Отличительной особенностью описываемой муфты является то, что стержни выполнены в виде гибких пластин, имеющих малую жесткость.
Кроме того, пластины, соединяющие фрикционные диски с соответствующими кольцами, имеют взаимно противоположный наклон с углом, меньшим угла трения; на валу установлено клиновое самотормозящее устройство, взаимодействующее с одним из колец, имеющим возможность осевого перемещения и выполненное в,виде подпружиненных сегментов с одним наклонным торцом, расположенным между двумя |шайбами, одна из которых имеет конусную торцовую поверх ность, прилегающую к наклонным торцам сегментов.
Такое выполнение муфты повышает ее нагрузочную способность и обеспечивает автоматическую компенсацию износа поверхностей трения.
На фиг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на
5 фиг. 3 — расположение гибких пластин.
Муфта содержит корпус 1, внутри которого находится вал 2 и фрикционные диски 3 и 4, соединенные с кольцами 5 и 6 гибкими пластинами 7 и 8, расположенными под углом к
10 оси вала 2, причем пластины, соединенные с противоположно расположенными фрикционными дисками, наклонены в разные стороны.
Угол наклона меньше угла трения. Кольцо 5 закреплено на валу 2 неподвижно, а кольцо
15 6 — на шпонке 9 и может перемещаться в осевом направлении. Кольцо 6 прижато к клиновому самотормозящему устройству, состоящему из шайбы 10, имеющей конусную поверхность, прилегающую к наклонной тор20 цовой поверхности сегментов 11. Другим торцом сегменты 11 прилегают к торцу шайбы 12, опирающейся на гайку 13, установленную на валу 2. Прижатие сегментов 11 к поверхностям шайб 10 и 12 осуществляется кольцевой
25 пружиной 14. Фрикционные диски прижаты к торцу корпуса пружинами кручения 15 и 16 малой жесткости, при этом гибкие пластины 7 и 8 слегка растянуты.
Муфта работает следующим образом.
504895
Типография, пр. Сапунова, 2
При вращении вала,в направлении наклона гибких пластин последние растягиваются и прижимают фрикционные диски к торцам корпуса.
При вращении вала в противоположном направлении натяжение пластин ослабевает до величины, определяемой крутящим моментом пружин 15 и 16, и фрикционные диски скользят относительно торцов корпуса.
Износ контактирующих поверхностей корпуса и фрикционных дисков компенсируется перемещением сегментов в радиальном направлении под воздействием кольцевой пружины
14 или гайки 13.
Муфта обратима, т. е. ведущим звеном может быть как вал, так и корпус.
Формула изобретения
1. Обгонная муфта, содержащая концентрично расположенные корпус, вал с кольцами и размещенные с торцовых сторон корпуса подпружиненные фрикционные диски, соединенные с кольцами стержнями, расположенными под углом к оси вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, стержни выполнены в виде гибких пластин, имеющих малую жесткость.
5 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что пластины, соединяющие фрикционные диски с соответствующими кольцами, имеют взаимно противоположный наклон с углом, меньшим угла трения.
10 3. Муфта по пп, 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью автоматической компенсации износа поверхностей трения, на валу установлено клиновое самотормозящее устройство, взаимодействующее с одним из колец, имею15 щим возможность осевого перемещения.
4. Муфта по п, 3, отл ича ю щаяся тем, что клиновое самотормозящее устройство выполнено в виде подпружиненных сегментов с одним наклонным торцом, расположенным
20 между двумя шайбами, одна из которых имеет конусную торцовую поверхность, прилегающую к наклонным торцам сегментов. (11 Патент Франции № 1437644, кл. F 16d, 1965 r.
Составитель Л. Атрушкевич
Редактор Е, Дайч Корректор Т. Гревцова
Заказ 1469/16 Изд. № 1324 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
П3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5