Устройство для измерения давления потока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е пп 5049%

ИЗОБР Ет ЕН И Я

Слав Соввтскид

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.10.74 (21) 2064566/18-10 с присоединением заявки №

Государственный комитет (23) Приоритет

Совета Министров СССР

Опубликовано 28.02.76. Бюллетень № 8 по делам изобретений (51) М. Кл.з б 01Ь 11/00 (53) УДК 531.787(088.8) и открытий

Дата опубликования описания 20.04.7б (72) Авторы изобретения

Г. Ш. Розенберг, В. Ф. Кострыкин и Г. В. Сарин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПОТОКА

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам измерения давления.

Известно устройство для измерения давления в турбине, включающее в себя поворотный вал, проходящий через отверстие по оси диска рабочего колеса турбомашины, с радиально закрепленным на нем зондом и с косым пазом, в который входит штифт продольной тяги, и вращающийся в подшипниках пустотелый вал, внутри которого проходит продольная тяга.

Пустотелый вал соединен с диском рабочего колеса фланцевой муфтой. Червячный привод с ходовым винтом устройства выполнен заодно с червячным колесом, причем ходовой винт соединяется с продольной тягой через ползун с опорно-упорным подшипником.

Вращением червячного колеса приходит во вращetHHe ходовой, винт, который приводит в поступательное движение ползун и связанную с ним продольную тягу. Поступательное движение продольной тяги за счет перемещения штифта в косом пазе поворотного вала влечет за собой разворот этого вала с укрепленным на нем зондом на некоторый угол относительно диска рабочего колеса.

Однако такое устройство конструктивно сложно, оно требует реконструкции рабочего колеса исследуемой турбомашины (выполнение в диске рабочего колеса осевого отверстия для размещения поворотного вала устройства, расточка и установка в диске опорного шарпкоподшипника для поворотного вала, сверление в диске отверстий с резьбой для фланце5 вого соединения с вращающимся валом устройства) .

При использовании вместо съемника давления с уплотнительными элементами сальникового типа (как это предусмотрено конструкци10 ей устройства) передатчика давления, возникают трудности в связи с подключением импульсных трубок от устройства к передатчику через невращающиеся вместе с рабочим колесом турбомашины червячное колесо и ползун

15 привода устройства.

Кроме того, затрудняется применение известного устройства для исследования турбомашин с малым диаметром ступицы рабочего колеса (30 мм и менее).

2р Цель изобретения — упрощение конструкции, уменьшение габаритов и обеспечение возможности подключения устройства к передатчику.

Это достигается тем, что поворотный вал с

25 косым пазом выполнен в виде поворотной втулки, продольная тяга — в виде обхватывающей снаружи поворотную втулку переводной муфты, в кольцевой паз которой входит пере. водной камень управляющего рычага, а в про30 дольные пазы по внутренней образующей переводной муфты — шпанки или шлицы промежуточной направляющей втулки, жестко закрепленной на консольном валу устройства, который крепится на оси исследуемого объекта.

Кроме того, с целью обеспечения возможности смены зондов, зонд установлен на поворотной втулке, а в теле втулки и в направляющей втулке сделаны каналы для размещения импульсных трубок.

На фиг. 1 показан продольный разрез предлагаемого устройства (штрих-пунктирными линиями обозначены контуры рабочего колеса и части корпуса радиально-осевой турбины, на которой смонтировано устройство); на фиг.

2 — сечение по А — А на фиг. 1; на фиг. 3— сечение по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение по  — В на фиг. 1; на фиг, 5 — поворотная втулка с косым пазом; на фиг. 6 — направляющая втулка со шпонками; на фиг. 7 — переводная муфта.

На консольном валу 1 (фиг. 1) устройства свободно насажена поворотная втулка 2 с косым пазом, на которой закреплен с помощью винта 3 сменный насадок 4, с зондом 5, причем на передней части консольного вала выполнен уступ для ограничения поворотной втулки 2 от осевого перемещения, На задней части консольного вала 1 при помощи гайки 6 с гайкой 7 жестко закреплена направляющая втулка 8 с шпонками 9, причем направляющая втулка упирается в заплечик консольного вала и своей торцовой поверхностью ограничивает осевое перемещение поворотной втулки в заднем направлении.

Переводная муфта имеет шпоночные пазы для скользящего сопряжения с направляющей втулкой и своей внутренней поверхностью обхватывает как направляющую втулку 8, так и поворотную втулку 2, а в косой паз поворотной втулки входит с зазором цилиндрическая часть ввернутого в переводную муфту 10 винта 11.

В кольцевой паз наружной поверхности переводной муфты 10 входит переводной камень

12, шарнирно закрепленный винтом 13 и гайкой 14 на конце управляющего рычага 15. Рычаг 15 шарнирно при помощи винта 16 крепится к кронштейну 17, кронштейн 17 болтами 18 — к корпусу (или раме) исследуемой. турбомашины в удобном месте. Рычаг 15 фиксируется в нужном положении при помощи винта-барашка 19 в прорези кронштейна и имеет стрелку-указатель 20 положения рычага относительно шкалы 21 на кронштейне 17.

Импульсные трубки 22, припаянные к насадку 4 с зондом 5, проходят через сверление в поворотной втулке 2 и через канал в направляющей втулке 8 до свободного конца консольного вала 1, где они могут быть присоединены гибкими элементами (например, ниппельными резиновыми трубками) к передатчику давления. Соответственно вал 1 устройства соединяется с валом передатчика упругим элементом.

Работает устройство следующим образом, Вместе с рабочим колесом турбомашины

5О4951

4 вращаются: закрепленный на его оси вал 1, жестко закрепленная на валу 1 направляющая втулка 8, сочлененная с ней посредством шпонок 9 переводная муфта 10, втулка 2, увлекаемая во вращение цилиндрической частью винта 11, входящего в косой паз, а также закрепленный на поворотной втулке насадок

4 с зондом 5, при этом зонд относительно рабочего колеса турбомашины неподвижен.

10 Дискретное перемещение зонда 5 по шагу рабочего колеса исследуемой турбомашины осуществляется по следующей схеме.

При повороте управляющего рычага 15 вокруг оси на некоторый угол переводной камень

15 12 сообщает поступательное движение переводной муфте 10, при этом цилиндрическая часть винта 11, перемещаясь в косом пазе поворотной втулки 2, разворачивает эту втулку с укрепленным на ней насадком 4 и с зондом 5 на некоторый угол относительно рабочего колеса турбомашины.

Установка зонда по шагу контролируется по положению рычага 15 относительно шкалы 21 на кронштейне 17, Система фиксируется в зад данном положении зажимным винтом 19.

Такая конструкция устройства отличается простотой, надежностью и незначительными габаритами (например, все устройство вписывается в размеры штатного обтекателя рабочего колеса радиально-осевой турбины при диаметре обтекателя 30 мм). Его можно применять без какой-либо реконструкции исследуемой турбомашины (в частном случае, например, подготовка турбины к работе с устройством заключается в том, что свинчивается устройство в сборе, которое служит одновременно и обтекателем и гайкой, крепящей рабочее колесо турбины на валу ротора), а также в блоке с передатчиком давления.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения давления потока, включающее зонд, закрепленный на поворотном валу с косым пазом, в который вхо45 дит штифт продольной тяги, отлич ающеес тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и обеспечения возможности подключения устройства к передатчику давления, поворотный вал с косым пазом выполнен в виде поворотной втулки, а продольная тяга — в виде переводной муфты, обхватывающей снаружи поворотную втулку, причем в кольцевой паз муфты входит переводной камень управляющего рычага, а в продольные пазы, расположенные по внутренней образующей ее, — шлицы промежуточной направляющей втулки, жестко закрепленной на консольном валу устройства, который крепится на оси исследуемого объекта.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности смены зонда, он установлен на поворотной втулке, причем в поворотной и направляющей втулках выполнены каналы для размещения

65 импульсных трубок.

504951 б-б

Риг.,У

Фиг Я.У-8

Рыг 7

Корректор О, Тюрина

Редактор И. Грузова

Заказ 826/7 Изд. № 1160 Тираж 1029 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1 г

Составитель О. Сафонов

Текред М. Семенов

Я о