Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
4Г1 :с;: . Р
: ".КАД
;:на.-. АЧБА нн 5651И
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3 а явлено 06.06.72 (21) 1792759/24-7 (51) М, Кл.з H 02Р 5/16 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
Совета Министров СССР (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.76. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 03.05.76 (53) УДК 621.313,2.013. .8.072.1 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
А. А. Суровиков и Н. Л. Саенко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ
ПОСТОЯННОГО TOKA ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к электроприводам с электродвигателем постоянного тока, имеющим секционированную обмотку последовательного возбуждения и включенным в диагональ однофазного вентильного моста, может найти применение на электроподвижном составе железных дорог, на городском электротранспорте, в прокатных станах и в других случаях, где электродвигатели предназначены для работы в условиях частых переходных режимов.
Известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возоуждения, содержащее подключенный к источнику переменного тока однофазный вентильный мост, в диагональ которого последовательно включены сглаживающий реактор, обмотка якоря и секционированная обмотка последовательного возбуждения с промежуточным выводом, а также две цепи, каждая из которых состоит из последовательно соединенных электрического вентиля и резистора, причем резисторы соединены между собой, а катоды электрических вентилей подключены соответственно к катодам вентилей моста.
В переходном режиме при толчке напряжения в случае открытого вентиля обмотка возбуждения шунтирована накоротко, возникает значительный бросок тока в силовой цепи, в результате чего снижается использование электродвигателя.
Цель изобретения — повышение использования электродвигателя в переходных ре>кн5 мах путем ограничения размагничивающего тока, обусловленного взаимоиндукцпей между секциями обмотки последовательного возбуждения. Это достигается тем, что указанные общая точка резисторов и промежуточный вы10 вод обмотки последовательного возбуждения соединены между собой.
Принципиальная схема предлагаемого устройства представлена на чертеже.
Устройство содержит последовательную цепь
15 из сглаживающего реактора 1, обмотки якоря
2, двух секций 3 и 4 обмотки последовательного возбуждения. Две последовательные цепи, состоящие соответственно нз резистора 5, вентиля 6 и резистора 7, вентиля 8, общей
20 точкой присоединены к общей точке секций
3, 4 обмотки последовательного возбуждения.
Однофазный мост на вентилях 9 — 12 подключен к входным зажимам переменного тока.
К выходным зажимам моста присоединена
25 последовательная цепь: реактор 1 — обмотка якоря 2 — секции 3 и 4. Если плечо моста содержит несколько последовательно включенных вентилей, то катоды вентилей 6 и 8 подключаются только к необходимому колнчеЗ0 ство вентилей плеча моста. Количество это
505111 определяется величиной э. д. с., наводимой в секции 4, благодаря наличию взаимной индуктивности между секциями 3 и 4 обмотки.
Устройство работает следующим образом.
В установившемся режиме при положительном потенциале на точке а ток протекает через вентиль 9, реактор 1, обмотку якоря 2, секцию 3 и далее разветвляется по секции 4 и цепи ес обратно пропорционально их сопротивлениям. Вентили 8 и 10 препятствуют прохождению тока через резистор 7. При положительном потенциале на точке с ток протекает через вентиль 11, реактор, якорь секцию 3 и далее разветвляется по секции 4 и цепи еа. Вентили 6 и 12 блокируют путь для тока через резистор 5.
В переходном режиме при нарастании тока и положительном потенциале на точке а вентиль 12 блокирует путь для протекания обратного тока в контуре 4 — 12 — 6 — 5 — 4, обусловленного взаимоиндукцией между секциями
3 и 4 обмотки возбуждения. При положительном потенциале на точке с функцию по ограничению обратного тока в контуре 4 — 7—
8 — 10 — 4 выполняет вентиль 10. В результате ослабления потока в переходном режиме не происходит, броски тока в силовой цепи исключаются и тем самым повышается эффективность использования двигателя.
В аварийном режиме, например при одновременном пробое вентилей 11 и 12, в силовой цепи электродвигателя в случае отсутствия вентилей 6 и 8 возникли бы весьма опасные броски генераторного тока из-за размагничивающего действия шунтированной секции 4. Вентили 6 и 8 в этом случае выполняют функции по ограничению размагничивающего тока соответственно в контурах 4—
12 — 6 — 5 — 4 и 4 — 7 — 8 — 10 4. Кроме того, вентиль 6 не позволяет протекать аварийному генераторному току через резистор 5, а
5 вентиль 8 не пропускает ток через резистор 7, Использование предлагаемого устройства позволяет существенно повысить надежность работы электродвигателя во всех встречающихся в практике переходных режимах. В
10 аварийных режимах устройство защищает электродвигатель от губительного воздействия генераторных токов. В результате увеличивается срок службы электродвигателя.
Формула изобретения
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее подключенный к
20 источнику переменного тока однофазный вентильный мост, в диагональ которого последовательно включены сглаживающий реактор, обмотка якоря и секционированная обмотка последовательного возбуждения с промежу25 точным выводом, а также две цепи, каждая из которых состоит из последовательно соединенных электрического вентиля и резистора, причем резисторы соединены между собой, а катоды электрических вентилей под30 ключены соответственно .к катодам вентилей моста, отл ич а ющееся тем, что, с целью ограничения размагничивающего тока, обусловленного взаимоиндукцией между секциями обмотки последовательного возбуждения, 35 указанные общая точка резисторов и промежуточный вывод обмотки последовательного возбуждения соединены между сооой.