Смазочное масло для полимерных и металлополимерных пар трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сеюз Советокик
Социалистических
Реслуолик
« 505673
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (51) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.09.74 (21) 2056843/23-4 (51) M.Ê,:t. - С 0 М . 20
С !0.Й (/24
С 10М 1,46 с присоединением заявки— (23) Приоритст— (,43) Опубликовано 05.03.76. Б(оллстснь ¹ 9.осудаpcTBBNlblN комитет
Совета Мииис гров СССР пв делан изооретеиий и открытий (53) УДЫ 621.892.8 (088„8) (15) Дата Ои " гбликования Описан:(Я «8.05. (О (72) Авторы изобретепня
M Б. Каплан, C. С. Песецкий и С. В. Ще (71) Заявитель
Институт механики металлополимерных
АН Белорусской ССР
i (54) СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ПОЛИМЕРНЫХ
И МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЪ|Х ПАР ТРЕНИЯ
Стеарат кальция
Стеарат цинка
Бис- (2- оке и-3- третбутил-5-метилфеннл)метан
Трифенилфосфит
Ароматический р стзоритель
Минеральное масло
0,1 — 2,0
0,1 — 3,0
0,05 — 1 "0
0,05 — 1,00
5 — 30
До 100
Изооретен(ле стносится;< смазочнь:м маслам для полимерных н мета:I Ioïoëèìåpíbtx пар трения.
Извест;0 смазочное масло для полимерНЫХ И MHT2.".ËOÏOËÈÌ PHbIX Пав TPCHHR Н2 OC1(озе м:((ед алыого масла и аооматическо.-0 растворителя.
Однако известное смазочное масло обладает невысокими антифрикционными, противоизносными и противозадирными сзойствами.
Цель изобретения — повышение износостойкости и снижение потерь на трение — достигается тем, что в масло дополнительно Bзодят стеар 2TLI к2льция и цинк2, Оис- (2-Оз(си3-трет-бутил-5-метилфенил) -метан (бисал <0фен БП) и трифенилфосфит при следующем соотнош=-пии между компонентами (вес. % ):
Указанны(- вещества, вво имые непссредственно в объем полимера. быстро дезактивнPX (ОТСЯ В ПОВЕЭХНО "ТНЫХ СЛОЯХ, 2 1 :3 В IVTPQIIних слоев к Hot!epxttoсти практически не дифф" ндир пот, T2t(как полимер находится и твердом состоянии.
Ст=2p2Tbi, б"!=2. (
1о в любых соотноше;(иях, что позволяет регулировать вязкость см230-(HO О м2сла.
Для определения эффективности смазочного масла цилиндричес ие роликовые образцы (d 440 0лл, ширина площад:
Ь = 10 II,II) из пентапласта — поли-3,3-6ис(хлорметил)-оксаци, лобутана с чистотой рабочей позеэхнссти,77 —, 8 нспыть(вают в паре с металлическими роликами тех жс р22меров, изготовленными Йз стали 45. на машиН2х трения Ми-l,Ì B условиях, моделирующих р аооту зубчатых перед; ч при скорости;<а чения 0.89 м/сек и удельном скольжении 20%
Hа базе 10 циклов нагружения.
П=ред началом исиыт" Hitй ооразцы обезжиоивают серным эфиром tt агетоном и взвс-!
ò 1(в2; . и;» ч i °,гче-;-1, - "- " з ДЯ 000 точ: ост=:a „-о 0,1 т..е-, пото;"яя э-.и опера„гии через ка;-:-:дые 10 циклов H2ãpi;æeHèÿ.
П(оеде.-ьные значе- (я коэффициента трения, из:-.:"== и удельных нагрузок при смазке
505673 образцов каждым из испытуемых смазочных масел определяют по результатам 3 — 5 идентичных опытов, фиксируя качественные изменения и характер разрушения рабочей поверхности экспериментальных образцов. Износ и коэффициент трения определяют при
Р 30 кг/с.н2.
Результаты испытаний приведены в таб5 лице.
Коэффициент трения при времени
Износ, лг, при времени работы, час работы, час
Я
М
С3 „
Смазочное масло (50 10 20 30 (40
20 30!
,0,035 ! . ;0045, 22,7 43,5
42,1 968 !
Масло авиационное МС-20
0,030
96,5
Разрушение
То ж.е
Разрушение
То же
6,0
Масло индустрпальное ИС-20
Масло приборное !!! В П
0,035
Разрушение
138,3
j Разрушение
9,3
14,8
0,050
0,035 0,030 о,озо
0,030
0,300
0,020
185,1
193,5 (189,4
46,4
0,035
0,035
21,9
19,3
42,1
44,8
0,035
0,040
92,1
92,8
5,3
5,8
0,035
0,030 о,зоо I
0,020 ) 1
0,300
0,020
41,5
18,8
18,9
6,3
0,035
0,025
92,3
31,4
0,035
0,020
5,8
1,8
* Масло авиационное МС-20+0,5 вес. % стеарата кальция+1,5 вес, % стеарата цинка+0,05 вес. % бнсалкофена БП+0,05 вес. % трифенилфосфита+10 вес. % бензола.
Из данных таблицы видно, что п", 1:использовании предлагаемого м асл з 1 ф.;>ициент трения полимерных и металлопо11 иерных пар снижается в 1,5 — 2 раза, износостойкость пентапласта увеличивается в 2 — 4 раза, а контактная прочность повышается на 30—
40%.
0,1 — 2,0
0,1 — 3,0
Формула изобретения
Смазочное масло для полимерных и металлополимерных пар трения на основе минерального масла и ароматического растворителя, отличающееся тем, что, с целью снижения потерь на трение и увеличения из0,05 — 1,00
0,05 — 1,00
5 — 30
До 100
Составитель Л. Иванова
Техред А. Камышникова
Редактор T. Шарганова
Корректор И. Симкина
Заказ 569/850 Изд. ¹ 294 Тираж 629 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Масло авиационное МС-20+
+ 10 вес. % бензола+
+5 вес. % а-капролактама
Этиленгликоль
Этиленгликоль+5 вес. % гидрохинона
Масло предлагаемое" (0 030 1 О 030
0,040 0,035
0,050, 0,050 носостойкости, масло дополнительно содержит стеараты кальция и цинка, бис-(2-окси-3трет-бутил-5-метилфенил) -метан и трифенилфосфит при следующем соотношении между
10 компонентами (вес. %) Стеарат кальция
Стеарат цинка
Бис- (2-окси-3-третбутил-5-метилфенил)метан
Трифенилфосфит
Ароматический раствор итель
Минеральное масло