Фрикционная предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ии 505833

Союз Саветскнх

Социалистических

Республик (t 1

1 1 (t (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.06.74 (21) 2030307/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.03.76. Бюллетень № 9

Дата опубликования описания 01.06.76 (51) М. Кл. F 16D 7/02

F 16D 43/286

Государственный комитет

Совета Министрав СССР

«о делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. М. Гевко, С. А, Дубиняк и С. Г. Нагорняк (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в станкостроении и других отраслях промышленности.

Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую подпружиненные полумуфты и механизм обратной связи.

Повышение точности ограничения нагрузки в муфтах такого типа достигается путем введения обратной связи между величиной передаваемого крутящего момента и усилием, в результате действия которого возникает момент трения.

Недостатком известных муфт является сложность конструкций ввиду наличия нескольких несамотормозящихся винтовых поверхностей.

Цель йзобретения — создание простой по конструкции и надежной в срабатывании муфты.

Это достигается тем, что ведущая полумуфта предлагаемой муфты выполнена в виде стакана с буртом, а механизм обратной связи — в виде установленного в стакане цилиндра с Г-образным фланцем, имеющего центральную глухую расточку с размещенным в пей с возможностью осевого перемещения поршнем, несущим подшипник, взаимодействующий с дном стакана, при этом между торцом поршня и дном расточки цилиндра помещена рабочая среда, сообщающаяся через систему радиальных и продольных отверстий в цилиндре с карманами, образованными радиальными выступами, имеющимися

5 на Г-образном фланце цилиндра, и расположенными между ними с возможностью поворота радиальными лопастями, выполненными иа ведомой полумуфте, причем бурт стакана поджат к Г-образному фланцу, на котором

10 смонтирована фрикционная прокладка.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по

А — А на фиг. 1.

Муфта содержит подвижно установленную

15 на шлицах ведущего вала 1 ведущую полумуфту 2, выполненную в виде стакана с буртом, пружиной 3 и охватывающую хвостовик цилиндра 4 с Г-образным фланцем. В центральной его глухой расточке свободно по

20 скользящей посадке установлен поршень 5, в котором выполнена продольная шпоночная канавка для выступающего гладкого цилиндрического конца винта 6. Он ограничивает вращательное движение поршня относительно

25 цилиндра 4 и обеспечивает его осевое перемещение. На цилиндрическом хвостовике поршня 5 установлен упорный подшипник 7, контактирующий свободным торцом с дном стакана 2, бурт которого взаимодействует с

30 фрикционной накладкой 8, установленной на

505833 хвостовике цилиндра и на торце его Г-образного фланца. В цилиндре 4 выполнены сквозные радиальные отверстия 9, плотно закрываемые резьбовыми пробками 10. Полость между дном глухой расточки цилиндра 4 и поршнем 5 (заполненная, например, гидропластом) радиальными отверстиями 9 и отверстиямиканалами 11, параллельными оси, связана с рабочими карманами переменного объема, образованными лопастями 12, выполненными на Г-образном фланце цилиндра 4, и жестко закрепленными на роторе 13 радиальными лопастями 14, Внешние цилиндрические поверхности последних свободно охватываются внутренней, прерываемой лопастями 12, цилиндрической поверхностью Г-образного фланца цилиндра 4. Лопасти 12, в свою очередь, свободно охватывают цилиндрическую часть ведомой полумуфты ротора 13, жестко закрепленного на ведомом валу 15. Лопасти 12 и лопасти 14 ротора 13 одинаковы по высоте, плотно закрываются объемной крышкой 16 так, чтобы лопасти 12 и 14 имели возможность относительного поворота.

Кроме этого, толщина лопастей 14 ротора

13 меньше окружного расстояния между соседними лопастями 12 цилиндра 4.

Муфта работает следующим образом.

В начальный момент между подшипником 7 и дном ведущей полумуфты 22 имеется зазор.

Лопасти 14 находятся в исходном положении относительно лопастей 12, при этом объем рабочих карманов, заполненных гидропластом, максимальный.

Бурт стакана 2 пружиной 3 поджат к фрикционной накладке 8 и соответственно к торцу

Г-образного фланца цилиндра 4.

При передаче вращения от ведущего вала к ведомому, под действием момента сопротивления со стороны ведомого звена привода, ведущая полумуфта-стакан 3 вместе с цилиндром 4 провернется на некоторый угол относительно ротора 13. Лопасти 12 и 14 сблизятся между собой и объем рабочих карманов уменьшится. Вытесняемый из карманов гидропласт через отверстия 11 и 9 переместится в полость между дном глухой расточки цилиндра 4 и торцом поршня 5, передвигающегося к ведущей полумуфте-стакану 2 (влево), и подшипник 7 подожмется к его дну.

Этот мгновенный переходный пусковой процесс будет длиться до тех пор, пока момент сил, действующих на лопасти со стороны сжатого гидропласта, не уравновесится с моментом трения между ведущей полумуфтой-стаканом 2 и фрикционной накладкой 8. В даль5 нейшем происходит синхронное вращение обеих полумуфт.

При перегрузке, т. е. возрастании момента сопротивления выше допустимого, ведомая полумуфта-ротор 13 останавливается, а ве10 дущая полумуфта-стакан 2 с цилиндром 4 стремится провернуться вместе, как одно целое, относительно ведомой полумуфты-ротора

13, и их лопасти между собой сблизятся.

Объем рабочих карманов дополнительно

)5 уменьшится, вследствие чего поршень 5 переместится на определенную дополнительную величину влево, отжимая ведущую полумуфту-стакан, уменьшая тем самым силу поджима между полумуфтами и обеспечивая

21> точное ограничение крутящего момента и надежное срабатывание муфты. По окончании перегрузочного режима работы, т. е. уменьшения момента сопротивления до определенной величины, полумуфты продолжают синхронное движ:IIH-".

Формула изобретения

Фрикциопная предохранительная муфта, содер>кащая ведущую и ведомую подпружиненные полумуфты и механизм обратной связи, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности срабатывания и упрощения конструкции, ведущая полумуфта выголпе;IB в виде стакана с буртом, а механизм обратной связи — в виде установленного г стакане цилиндра с Г-образным фланцем, имеющего центральную глухую расточку с размещенным в ней с возможностью осевого

4р перемещения поршнем, несущим подшипник, взаимодействующий с дном стакана, при этом между торцом поршня и дном расточки цилиндра помещена рабочая среда, сообщаюLtI,àяся через систему радиальных и продольных отверстий в цилиндре с карманами, образогапными радиальными выступами, имеющимися на Г-образном фланце цилиндра, и расположенными между ппми с возможностью поворота радиальными лопастями, выполненными а ведомой полумуфте, причем бурт стакана поджат к Г-образному фланцу. на котором смонтирована фрикциопная прокладка.

505833

4-4

Составитель О. Логвинова

Текред Е. Подурушина

Редактор И. Бродская

Корректор 3. Тарасова

Заказ 1!59,6 Изд. № 289 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, . 1осква, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2