Радиоизотопный релейный прибор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и) 505977
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 369832 (22) Заявлено 17.12.74 (21) 2085013/26-25 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.03.76. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 05.05.76 (51) М. Кл 2 G 01Т 1/17
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 539.1.045 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Л. Зданкевич, В. Н. Поздников, Э. П. Шаповалов и В. А. Янушковский (71) Заявитель (54) РАДИОИЗОТОПНЫЙ РЕЛЕЙНЫЙ ПРИБОР
Изобретение относится к области радиоизотопного приборостроения и предназначено для автоматизации технологических процессов в различных отраслях промышленности.
Известен радиоизотопный релейный прибор (РРП), содержащий источник излучения, блок детектирования, дискретный электронно-релейный блок, содержащий сравнивающее пороговое устройство, имеющее два входа, один из которых соединен с блоком детектирования, и два выхода, соединенных с релейным элементом, управляющий элемент, управляемый генератор пороговых частот, выход которого соединен со вторым входом сравнивающего порогового устройства, а вход — с выходом управляющего элемента, вход которого соединен с выходом релейного элемента.
Недостатком известного РРП является то, что сигнал «О» или «1» на выходе зависит от наличия (или отсутствия) радиоактивного излучения только в данный момент времени, что ограничивает область его применения.
Цель изобретения — расширить функциональные возможности известного РРП.
Это достигается тем, что в известное устройство дополнительно введены два триггера и схема «И», причем выход релейного элемента через первый триггер соединен с одним входом схемы «И», второй вход которой соединен с одним входом второго триггера, выход которого подключен к третьему входу схемы «И», а другой вход второго триггера соединен с выходом управляемого генератора пороговых частот.
На чертеже приведена стру ктурная схема описываемого устройства.
Устройство содержит источник излучения 1, блок детектирования 2, дискретный электронно-релейный блок 3, содержащий сравнивающее пороговое устройство 4, имеющее два входа, один из которых соединен с блоком детектирования, и два выхода, соединенных с
15 релейным элементом 5, управляемый генератор 6 пороговых частот, выход которого соединен со вторым входом сравнивающего порогового устройства 4, а вход — с выходом управляющего элемента 7, вход которого сое20 динен с выходом релейного элемента 5, два триггера 8 и 9 и схему 10 «И», причем выход релейного элемента 5 через первый триггер 8 соединен с одним входом схемы 10 «И», второй вход которой соединен с одним входом
25 второго триггера 9, выход которого подключен к третьему входу схемы «И» 10, а другой вход второго триггера 9 соединен с выходом управляемого генератора 6 пороговых частот.
На клемму 11 подаются импульсы от внешнего импульсного датчика (на чертеже не пока505977 зан) контролируемого параметра, например скорости.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. При прохождении блока 2 над источником излучения 1, установленным, например в начале опасного пути (крутых спусках, поворотах, участках со сложным профилем и т. и.) на выходе блока 2 появляется поток импульсов с частотой f следования, который поступает на первый вход устройства
4 дискретного электронно-релейного блока 3.
На второй вход устройства 4 поступает поток импульсов с частотой /<р срабатывания от генератора 6 пороговых частот. Если частота f следования импульсов от блока 2 больше, чем частота f,ð срабатывания порогового потока импульсов, то на выходе устройства 4 появляется сигнал «1», устанавливающий релейный элемент 5 в состояние «1» «Сработано».
При этом при помощи управляющего элемента 7, переключается частота генератора 6 и на второй вход сравнивающего порогового устройства 4 начинает поступать поток импульсов с частотой f„„,, соответствующий порогу отпускания. Одновременно с этим триггер 8 устанавливается в состояние «1», при котором на его выходе, соединенном со входом схемы 10 «И» устанавливается сигнал, открывающий ее по этому входу. После прохождения блока 2 под источником излучения
1 релейный элемент 5 возвращается в исходное состояние «О» «Отпущено», однако триггер 8 продол>кает оставаться в состоянии «1», и схема 10 «И» продолжает оставаться открытой по входу, соединенному с выходом триггера 8. При этом на второй вход схемы 10
«И» и на один вход триггера 9 с клеммы 11 от датчика (на чертеже не показан) контролируемого параметра — скорости движения транспорта поступает поток импульсов, частота которого пропорциональна величине контролируемого параметра и выбирается при предельно допустимой скорости движения транспорта, больше значения частоты f, следования импульсов от генератора 6. Если частота следования импульсов от датчика величины контролируемого параметра становится выше частоты f,ð генератора 6 импульсов, то триггер 9 устанавливается в состояние «1» и открывает схему 10 «И» по входу, соединенному с его выходом. При этом на выходе схемы 10 «И» появляется поток импульсов, по наличию которого судят о превышении контролируемым параметром максимально допустимого для него значения и который может быть использован для автоматического регулирования скорости, например, путем тормо>кения.
При прохо>кдении блока 2 детектирования над источником излучения, установленным в конце опасного участка пути, на выходе блока 2 появляется поток импульсов с частото" f следования. При этом, аналогично вышеописанному, происходит переход релейного элемента 5 из состояния «О» в состояние «1», триггер 8 также изменяет свое состояние— переходит из состояния «1» в состояние «О» и закрывает схему 10 «И» по входу, соединенному с его выходом. При этом прекращается поступление импульсов с клеммы 11 на выход устройства. В дальнейшем работа устройсгва повторяется аналогично вышеописанному.
Использование описываемого радиоизотоп25 ного релейного прибора расширяет его функциональные возможности, позволяет расширить область его применения для обеспечения, например, автоматического торможения рельсового транспорта на опасных участках пути (крытых спусках, поворотах, участках со сложным профилем и т. п.), границы которых маркируются источниками ионизирующего излучения, например в шахтах, карьерах и т. и.
Формула изобретения
Радиоизотопный релейный прибор по авт.
40 св. 369832, отл ич а ющийс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он дополнительно содержит два триггера и схему «И», причем выход релейного элемента через первый триггер соединен с одним входом схемы «И», второй вход которой соединен с одним входом второго триггера, выход которого подключен к третьему входу схемы «И», а другой вход второго триггера соединен с выходом управляемого генератора пороговых частот.
50597, Составитель 3. Челнокова
Техред А. Камышникова
Редактор В. Фельдман
Корректор А. Дзесова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 942/11 Изд. № 261 Тираж 690 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5