Комбинированная система отопления салона, обогрева ветровых стекол и охлаждения воздуха в зоне сиденья водителя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИCАН И Е (и)566521
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз СоветскиХ
Социалистических
РеспуИик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свил-ву (22) Заявлено 22.04.71 (21) 1651492 27-11 (51) М. Кл. - В 60Н 1/08 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.76. Бюллетень ¹ 10
Дата опубликования описания 26.05.76 (53) УДК 628.113.06:628. .81 (088.8) (72) Автор изобретения
H. В. Шипош
Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (71) Заявитель (54) КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА, ОБОГРЕВА ВЕТРОВЫХ СТЕКОЛ И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА
В ЗОНЕ СИДЕНЬЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно: к системам отопления, вентиляции и кондиционироваиия воздуха в транспортных средствах, например автобусах.
Известны системы отопления салона, обогрева ветровых стекол и охлаждения воздуха в зоне сиденья водителя транспортных средств, содержащие теплообменник с вентилятором, расположенные вдоль салона трубопроводы для прохода теплого воздуха, имеющие выпускные отверстия, заборник свежего воздуха, сопла обогрева ветровых стекол, вентиляционный агрегат, блок термоэлектрических батарей, состоящий из корпуса с входной и выходной полостями, в котором расположены холодный и горячий отсеки, и канал для прохода холодного воздуха, связанный с холодным отсеком батарей.
В этих системах обогрев салона и ветровых стекол осуществляется с использованием тепла системы охлаждения двигателя, которого, однако, недостаточно для поддержания требуемой температуры в салоне транспортного средства при эксплуатации его в зимнее время года, а блок термоэлектрических батарей работает только летом для охлаждения воздуха и подачи его в зону сиденья водителя.
Целью изобретения является поддержание заданного температурного режима в салоне транспортного средства в любое время года.
Это достигается тем, что блок термоэлектрических батарей со стороны входной полости через вентиляционный агрегат поочередно соединен с заборником свежего воздуха или
5 с одним из трубопроводов теплого воздуха, а со стороны выходной полости на блоке термоэлектрических батарей установлен кожух с регулируемыми заслонками, расположенными против его отсеков и попеременно сообщаю10 щими горячие отсеки с соплами обогрева ветровых стекол или с атмосферой, а холодный— соответственно с каналом холодного воздуха и атмосферой.
Кроме того, для использования канала хо15 лодного воздуха в качестве декоративного кожуха для рулевой колонки и размещения в нем электропроводов он содержит охватывающую рулевую колонку, ступенчатую камеру с впускными насадкой и крышкой, в которой
20 установлены направляющие сопла.
На фиг. 1 изображена система, установленная на автобусе, вид сбоку и вид сверху; на фиг. 2 — вид по стрелке А па фпг. 1; на
25 фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4— разрез  — В на фиг. 2 и вид по стрелке Д; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 3; на фиг. 6— блок термоэлектрических батарей; на фиг.
7 — отводная камера блока термоэлектриче30 ских батарей.
506521
55 б0
Комбинированная система содержит теплообменник 1 с вентилятором 2 системы охлаждения двигателя, трубопроводы 3 для прохода теплого воздуха, расположенные вдоль салона и снабженные выпускными отверстиями
4. Вентиляционный агрегат 5 системы всасывающей полостью поочередно соединяется с заборником 6 свежего воздуха или с трубопроводом 3 теплого воздуха посредством перекрывающей заслонки 7. Нагнетающей полостью вентиляционный агрегат соединен с блоком 8 термоэлектрических батарей. На блоке 8 термоэлектрических батарей установлен кожух 9, соединенный с соплами 10 обогрева ветровых стекол подводящими шлангами 11 с атмосферой отводящим шлангом 12 и с каналом 13 холодного воздуха подводящим шлангом 14. В торцовой части канала 13 холодного воздуха установлены направляющие сопла 15. Термоэлектрические батареи, входящие в блок 8, состоят из набора полупроводниковых элементов 16, соединенных между собой теплообменными пластинами 17, и расположены в два ряда с образованием трех воздушных отсеков — двух горячих и одного спаренного холодного отсеков 18 и 19. В кожухе
9 против отсеков термоэлектрических батарей установлены заслонки 20 и 21, посредством которых попеременно сообщаются горячие отсеки 18 с соплами 10 обогрева ветровых стекол или с атмосферой, а холодный отсек 19— соответственно с каналом 13 холодного воздуха или с атмосферой. Канал 13 холодного воздуха выполнен в виде декоративного кожуха рулевой колонки 22 и содержит камеру 23, закрывающуюся крышкой 24. Внутри камеры
23 на рулевой колонке установлены щетка 25 звукового сигнала, переключатель поворота
26, масленка 27 рулевого вала, электропровода 28 световой и звуковой сигнализации, проходящие к щитку приборов 29. Канал 13 холодного воздуха крепится к фланцу 30 на рулевой колонке 22.
В зимний период эксплуатации заслонка 7 устанавливается на забор воздуха из трубопровода 3, а заслонки 20 и 21 — на перекрытие камеры 31. Воздух подается в трубопровод 3 вентилятором 2 через теплообменник 1, где он нагревается. Часть подогретого воздуха выпускается в салон через отверстия 4 в трубопроводе 3, а другая часть нагнетается вентиляционным агрегатом 5 через блок 8 термоэлектрических батарей, подводящие шланги 11, сопла 10 на обогрев ветровых стекол и канал 13, направляющие сопла 15 в зону сиденья водителя.
При недостаточной температуре воздуха для обогрева ветровых стекол в блок 8 термоэлектрических батарей подается электрическое питание, а заслонка 21 устанавливается на перекрытие канала 13. Воздух, проходящий через блок термоэлектрических батарей, подогревается в горячих отсеках 18 и поступает на обогрев ветровых стекол, а .в холодном отсеке 19 охлаждается и отводится в атмосферу через камеру 31 и отводящий шланг
12.
В летний период эксплуатации заслонка 7 устанавливается на забор свежего воздуха из заборника 6, а заслонки 20 и 21 устанавливаются на перекрытие камеры 31. Свежий воздух нагнетается вентиляционным агрегатом 5 через блок 8 термоэлектрических батарей, подводящие шланги 11 к соплам 10 и канал
13 к соплам 14, вентилируя переднюю часть автобуса.
В период высоких температур наружного ,воздуха в блок 8 термоэлектрических батарей подается электропитание, а заслонки 20 устанавливаются на перекрытие сопл 10.
Воздух, проходящий через блок термоэлектрических батарей, охлаждается в холодном отсеке 19 и подается через канал 13 и нааравляющие сопла 14 в зону сиденья водителя, а в горячих отсеках 18 нагревается и отводится через камеру 31 и отводящий шланг 12 в атмосферу.
Формула изобретения
1. Комбинированная система отопления салона, обогрева ветровых стекол и охлаждения воздуха в зоне сиденья водителя транспортного средства, содержащая теплообменник с вентилятором, расположенные вдоль салона трубопроводы для прохода теплого воздуха, имеющие выпускные отверстия, заборник свежего воздуха, сопла обогрева ветровых стекол, вентиляционный агрегат, блок термоэлектрических батарей, =остоящий из корпуса с входной и выходной полостями, в котором расположены холодный и горячий отсеки, и канал для прохода холодного воздуха, связанный с холодным отсеком батарей, отлич а ю щ а я с я тем, что, с целью, поддержания заданного температурного режима, блок термоэлектрических батарей со стороны входной полости через вентиляционный агрегат поочередно соединен с заборником свежего воздуха или с одним из трубопроводов теплого воздуха, а со стороны выходной полости на блоке термоэлектрических батарей установлен кожух с регулируемыми заслонками, расположенными против его отсеков и попеременно сообщающими горячие отсеки с соплами оботрева ветровых стекол или с атмосферой, а холодный — соответственно с каналами холодного воздуха и атмосферой.
2. Система по п. 1, отл ич а ю щ а я ся тем, что, с целью использования канала холодного воздуха в качестве декоративного кожуха для рулевой колон ки и размещения,в нем электропроводов, он содержит охватывающую рулевую колонку ступенчатую камеру с впускными насадкой и крышкой, в которой установлены направляющие сопла, 506521!
1б
17
Фиг.7
Редактор С. Байкова
Заказ 1089/5 Изд. № 1205 Тираж 901 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
76
Составитель Г. Петрова
Техред T. Дмитриева Корректор Е. Рогайлина