Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПЙСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i <) 506523 бова Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 289696 (22) Заявлено 20.07.73 (21) 1954814/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.76. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 14.0о.76 (51) М. Кл. В 60К 23/02
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-578-522 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. А. Румянцев, Ю. К. Есековский-Лашков, В. Я. Будищев, М. А. Плечиков и С. И. Жбанников
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Павловский автобусный завод (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Изобретение относится к области автотракторостроения, в частности к устройствам для автоматического управления муфтой сцепления автомобилей и автобусов.
Основное авт. св. № 289696 выдано на устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля, содержащего приводимый от двигателя скоростной,регулятор, воздействующий на золотник регулятора давления и электромагнитный клапан, соединенный с механизмом переключения передач.
Недостат4ком известного устройства является неполное включение сцепления при нейтрали в коробке пеГ едач и на высших передачах.
Целью описываемого изобретения является обеспечение полного включения сцепления при нейтрали в коробке передач и на высших передачах.
Эта цель достигается тем, что между золотником блокировочного клапана и выемками штоков,,включающих нижние передачи и передачу заднего входа, имеется механическая связь в виде качающегося рычага.
При этом ширина по крайней .мере одной из выемок не меньше величины хода штока в направлении этого хода.
На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство с разрезом крышки коробки передач по среднему штоку; на фиг. 2— крышка коробки, передач в разрезе по плоскости штоков; на фиг. 3 — разрез крышки коробки передач,по штоку, включающему первую передачу и передачу заднего хода.
Устройство содержит скоростной центро5 бежный регулятор, в корпусе 1 которого находится вал 2, приводимый от коленчатого вала двигателя с помощью шкива 3. На валу
2 поворотно закреплены центробежные грузы
4, концы которых упираются в толкатель 5.
1о Последний отжпмается вправо пружиной 6.
На толкателе 5 закреплена гибкая диафрагма 7.
К правому торцу толкателя прижат клапан
8 с помощью .пружины 9. Пружина 6 значи15 тельно мощнее, пружины 9.
На центробежном регуляторе закреплен электромагнит 10, управляющий клапаном 11.
Если обмотка электромагнита 10 обесточена, то полость 12 центробежного регулятора
20 посредством трубопровода соединена с сервоцилиндром 13, управляющим сцеплением 14.
Если же обмотка электромагнита 10 находится под током, то сервоцилиндр 13 соединен с источником питания 15, например, ре25 сивером. На крышке коробки передач 16 установлен золотник блокировочного клапана 17, управляемый механически от штоков 18 и 19 с помощью качающегося рычага 20, который ,взаимодействует с выемками 21 и 22 на што30 ках 19 и 18.
506523
Шток 18 перемещается в осевом направлении при включении первой передачи и передачи заднего хода, а шток 19 перемещается в осевом направлении при включении второй и третьей передач, рычаг 20 включает высшие передачи.
При включении передач перемещают штоки путем воздействия на рычаг переключения передач 23, в рукоятке которого находится выключатель 24. Контакты выключателя 24 10 автоматически замыкаются при воздействии на рукоятку рычага переключения передач.
В этом случае обмотка электромагнита 10 переключается к аккумулятору 25.
Если конец рычага 20 заходит одновремен- 15
»о в выемки 21 и 22, то золотник блокировочного клапана 17 спущен вниз, и полость регулятора, где расположен клапан 8, соединена с атмосферой через отверстие 26, имеющее малое проходное сечение. В устройстве име- 20 ются также соединительные трубопровод 27 и канал 28.
Устройство работает следующим образом.
Если рычаг переключения находится в нейтральном положении, то рабочая полость сер- 25 воцилиндра 13 через трубопровод 27, канал
28, клапан 8, золотник блокировочного клапаHà 17 и отверстие 26 coeдинена c a rwocgeporr.
При этом сцепление 14 полностью включено.
В момент включения рычагом 23 одной из высших передач замыкаются контакты выключателя 24, что приводит к срабатыванию электромагнита 10, якорь которого перебрасывает клапан 11 в крайнее правое положение. 33
При этом прерывается связь сервоцилиндра
13 с полостью 12, и в сервоцилиндр подается из источника 15 рабочая среда под давлением. Сцепление быстро выключается, и включают требуемую высшую передачу. По- 40 сле окончания процесса переключения контакты выключателя 24 размыкаются и клапан 11 занимает положение, показанное на фиг. 1.
Рабочая среда, находящаяся под давлением в сервоцилиндре 13, через полость 12, клапан 45
8 и отверстие 26 выходит в атмосферу. Сцепление при этом полностью включается. Скорость включения сцепления будет опредедяться проходным сечением отверстия 26.
При включении низших передач и передачи 50 заднего хода замыкаются контакты выключателя 24 и происходит быстрое выключение сцепления, Когда одна из низших передач включится, контакты выключателя 24 разомкнутся, клапан 11 вернется в исходное положе- 55 ние, а золотник блокировочного клапана 17 поднимется вверх, так как уступы на шгоке переключения передачи повернут рычаг 20 в направлении клапана 17.
K полости клапана 8 будет подведена рабочая среда под давлением от источника 15.
В сервоцилиндре 13 и в полости 12 установится давление, при котором сцепление находится в выключенном положении, но его фрикционные диски близки к соприкосновению.
При нажатии педали газа обороты двигателя, а следовательно, и вала 2 будут увеличиваться. Грузы центробежного регулятора, взаимодействуя с пружиной 6 и диафрагмой 7 (на которой возникает сила от разности давлений по обе стороны диафрагмы), с помощью толкателя 5 и клапана 8 регулируют давление в рабочей полости сервоцилиндра
13 в функции скорости вращения двигателя.
Этим достигается плавное трогание автомобиля в различных условиях движения, а также выключение сцепления при торможении автомобиля.
Следовательно, устройство обеспечивает управление сцеплением на низших передачах и передаче заднего хода в функции скорости вращения двигателя, что требуется для трогания автомобиля в различных дорожных условиях.
При включении высших передач сцепление включается полностью, независимо от скорости движения автомобиля. Это позволяет предотвратить возможность буксования в сцеплении при движении на высших передачах с малой скоростью.
Такой режим движения характерен для автобусов и грузовых автомобилей.
При нейтральном положении рычага коробки передач сцепление полностью включено.
Зто обеспечивает долговечность работы выжимного подшипника в сцеплении.
Формула изобретения
1. Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля по авт. св.
М 289696, отличающееся тем, что, с целью обеспечения полного включения сцепления при нейтрали в коробке передач и на высших передачах, между. золотником блокировочного клапана и штоками, включающими низшие передачи и передачу заднего хода, установлен качающийся рычаг, взаимодействующий с выемками, выполненными и па поверхности штоков.
2. Устройство по п. 1, отлич ающеес я тем, что ширина по крайней мере одной из выемок не меньше величины хода штока в направлении этого хода.
506523
9 uz, 7
9 иг.
Составитель Т. Васильева
Техред Т. Дмитриева
Корректор Е. Рогайлина
Редактор T. Андреева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1575/10 Изд. № 1206 Тираж 901 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5