Рулевая колонка транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И
01 506535
Союз Советскию
Оациалистическнк
Ресоубли»
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29,12.72 (21) 1863662/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.76. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 05.05.76 (51) М. Кл. - В 62D 1/18
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629 113 014 5 (088.8) (72) Лвтор изобретения
В. А. Гусенко (71) Заявитель (54) РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению.
Известны рулевые колонки транспортных средств, содержащие кожух, шарнирно установленный в кронштейне, соединенном с рамой транспортного средства и фиксируемый в рабочем положении стопорным устройством, снабженным рукояткой.
Недостатком известных рулевых колонок является ненадежность фиксации рабочего положения рулевой колонки и затрудненность перевода ее в откинутое положение, в особенности в горизонтальное, при котором освобождается максимальное пространство в кабине водителя.
Для повышения надежности на кожухе предлагаемой рулевой колонки выполнен выступ с открытой полуцилиндрической поверхностью, а стопорное устройство снабжено валом, шарнирно установленным опорными концами в кронштейне и имеющим в средней части участок полуцилиндрической в сечении формы, эксцентричный указанным опорным концам, взаимодействующий в рабочем положении колонки с упомянутым выступом при этом рукоятка прикреплена к одному из опорных концов вала.
Кроме того, на наружной поверхности одного из опорных концов вала выполнены лунки, а на кронштейне установлен подпружиненный шариковый фиксатор, взаимодействующий с указанными лунками.
Указанное конструктивное выполнение обеспечивает беззазорную фиксацию рулевой ко5 лонки в рабочем положении, быстрое освобождение колонки от фиксации и возможности ее откидывания в нерабочее горизонтальное положение.
На фиг. 1 изображен общий вид рулевой
10 колонки; на фиг. 2 — разрез Л вЂ” Л на фиг. 1; на фиг. 3 — стопорное устройство в закрытом положении; на фиг. 4 — то же, в открытом положении; на фиг. 5 — схема стопорного устройства.
15 Рулевая колонка содержит кожух 1, шарнирно установленный в кронштейне 2, соединенном с рамой транспортного средства. К кожуху колонки прикреплен выступ 3, имеющий открытую внутреннюю полуцилиндрическую
20 поверхность 4.
Стопорное устройство снабжено валом 5, опорными концами 6 шарнирно установленным в кронштейне 2. Вал 5 имеет в средней части участок 7 полуцилиндрической в сече25 нии формы эксцентричный на величину е опорным концам 6.
Кронштейн 2 имеет поверхности 8, на которые в рабочем положении опираются поверхности 9 выступа 3, К одному из концов 6 ва3) ла 5 прикреплена рукоятка 10. На наружной
5О6535 поверхности одного из опорных концов вала 5 выполнены лунки 11, в которых в крайних положениях рукоятки 10 расположен подпружиненный шарик 12 фиксатора 13, прикрепленного к кронштейну 2. ! 1еппгр 0 юлупплпидрпческой поверхности
4 в раоочем положении рулевой колонки смещен относительно оси Оь вращения вала 5 на величину а, обеспечивающую необходимый угол заклинивания у. Для повышения легкости включения стопорного устройства и надежности его работы на выступе 3 и среднем участке 7 выполнены скругления 14.
В откинутом положении рулевой колонки рукоятка 10 удерживается шариковым фиксатором 13, Срезанная часть среднего участка 7 вала 5 обращена в этом положении к выступу
3, и вал 5 не препятствует угловому перемещению рулевой колонки.
В рабочем положении поверхность 9 выступа 3 упирается в поверхности 8 кронштейна 2.
Для фиксации рулевой колонки в этом положении необходимо повернуть рукоятку 10 в направлении «вверх †себя». При этом вал
5 поворачивается и полуцилиндрическая поверхность его среднего участка 7, поворачиваясь вокруг оси Oь вступает в контакт с полуцилиндрической поверхностью 4 выступа 3.
Вследствие небольшой величины угла у (у(7 ) происходит заклинивание указанных поверхностей и при относительно небольшом усилии на рукоятке 10 в контакте поверхностей 4 и 8 создается усилие, надежно фиксирующее рулевую колонку в рабочем положении.
Формула изобретения
1. Рулевая колонка транспортного средства, содержащая кожух, шарнирно установленньш
10 в кронштейне, соединенном с рамой транспортного средства и фиксируемый в рабочем положении стопорным устройством, снабженным рукояткой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, на кожухе
15 рулевой колонки выполнен выступ с открытой внутренней полуцилиндрической поверхностью, а стопорное устройство снабжено валом, шарнирно установленным опорными концами в кронштейне и имеющим в средней части уча2П сток полуцилиндрической в сечении формы, эксцентричный указанным опорным концам, взаимодействующий в рабочем положении колонки с упомянутым выступом, при этом рукоятка прикреплена к одному из опорных кон25 цов вала.
2. Рулевая колонка по п. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что на наружной поверхности одного из опорных концов вала выполнены лунки, а на кронштейне установлен подпружиненный
30 шариковый фиксатор, взаимолействующий с указанными лунками.
506535 ф.уа я
Составитель В. Маринкина
Техрсд Т. Дмитриева Корректор И. Позняковская
Редактор С. Байкова
Заказ 989/4 Изд. № !178 Тираж 830 Подписное
Ц11ИИПИ I осударственного комитета Совета Министров СССР по аслам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,, 5
Типография, пр. Сапунова, 2