Ледокольное судно
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И--С- - -А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
00 506540
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.12.71 (21) 1722670/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.76. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 25.05.76 (51) М. Кл.е В 63В 35/12
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР до делам изобретений н 1ткрытнК (53) УДК 629.124,791,2 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Ф. Николаев, H. Ф. Мейер, М. С. Яковлев и А. A. Киколаев
Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова (7l) Заявитель (54) Л ЕДО КОЛ Ь КОЕ СУД HO
Изобретение относится к судостроению.
Известны ледокольные суда, содержащие корпус, снабженный движителем, взаимодействующим с ледовым покровом водной акватории.
Недостатком известных устройств является малая ледопроходимость судов.
Цель изобретения — повышение ледопроходимости судна.
Это достигается тем, что ледовые движители выполнены в виде вертикальных принудительно вращающихся подпружиненных ребристых барабанов, смонтированных снаружи обоих бортов судна на уровне кромки льда, причем судно снабжено установленными на лыжах дисковыми фрезами, закрепленными впереди судна по ширине внешних сторон движителей при помощи шарнирных кронштейнов.
На фиг. 1 изображено ледокольное судно, вид сбоку и вид в плане; на фиг. 2 — то же, поперечный вид; на фиг. 3 разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 2.
Ледокольное судно 1 взламывает ледовый покров 2 и оставляет за собой полосу вскрытой воды (канал) 3.
Снаружи обоих бортов судна размещены правые и левые ледовые движители 4 барабанного типа, сверху закрытые кожухами 5.
Движители расположены в широкой части судна, вблизи его центра тяжести, где в меньшей степени сказывается изменение дифферента судна на взаимное положение движите5 лей и кромки льда.
К носовой части судна на шарнирных фермах 6 закреплены дисковые ледовые фрезы 7, приводимые во вращение агрегатами 8, содержащими редукторы и электродвигатели.
10 Фрезы 7 надрезают лед на заданную глубину и их заглубление ограничивается лыжами 9, расположенными снаружи фрез. Указанное расположение лыж обеспечивает их передвижение по поверхности льда, не взло15 манного ледоколом.
В результате работы фрез образуются канавки надрезанного льда 10, по линии которых производится отлом льда движением ледокола.
20 Необходимое поджатие фрез осуществляется весом самих фрез, агрегатов привода и ферм подвески. Шарнирная подвеска фрез и наличие опорных лыж позволит фрезам перемещаться в вертикальном направлении, сле25 дуя за рельефом поверхности льда, на которой не исключено наличие неровностей. Для преодоления возможных неровностей лыжи 9 имеют высоко загнутый носок. Для уборки в нерабочее (походное) положение предусмаг30 ривается установка лебедок (на чертеже не
506540
10 показаны), для чего в носовой части судна устанавливается стойка 11, с размещенными на ней блоками.
Движители 4 закреплены в верхней и нижней опорах 12 и 13, одинаковых по конструк- 5 ции. Каждая опора имеет трубчатый корпус, входящий в трубу 14, приваренную к стенке ниши 15 и к полупереборке 16. Внутри корпуса опоры размещаются пружины 17, осуществляющие поджатие движителей к кромке льда 10 и позволяющие движителям приближаться к корпусу судна при наличии неровностей на кромках льда.
На верхней опоре 12 установлена стойка 18, к верхнему торцу которой закреплен червяч- 15 ный редуктор 19. Привод всех движителей осуществляется от главного редуктора 20, приводимого во вращение электродвигателем
21. Валы 22 передают крутящий момент к промежуточным и концевым передачам 23 и 20 и 24, имеющим конические шестерни. Эти передачи соединены с червячными редукторами 19 телескопическими валами 25, позволяющими движителям 4 перемещаться от сжатия пружин 17. 25
Для удобства швартования к причалам предусматривается установка бортового обноса 26, несколько выступающего за края фрез.
При швартовании к низким причалам, к ледяному полю, к плотам и пр. движители будут выполнять роль подпружиненных кранцев. Ощутимого повышения сопротивления движения движители не создают, так как их размеры по сравнению с самим ледоколом не велики.
Формула изобретения
Ледокольное судно, содержащее корпус, снабженный движителем, взаимодействующим с ледовым покровом водной акватории, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ледопроходимости судна, ледовые движители выполнены в виде вертикальных принудительно вращающихся подпружиненных ребристых барабанов, смонтированных снаружи обоих бортов судна на уровне кромки льда, причем судно снабжено установленными на лыжах дисковыми фрезами, закрепленными впереди судна по ширине внешних сторон движителей при помощи шарнирных кронштейнов.
506540
15 ф Я
1b 1Ф 17 1„Т
4Ь2 g
19 22 25
4Ъг. Ф
Заказ 1090/2
Изд. № !208
Тирагк 581
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Редактор С. Байкова ос г .у
Bud б
2Л 21 2О
Составитель В. Скороходов
Техред Н. Локтионова
Корректор М. Лейзерман