Автомобильный тренажер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i1 506904
Сакэ Советских
Социалнстнческнх
Республик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.02.73 (21) 1885590/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.03.76. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 26.05.7б (51) М. Кл. - G 09В 9/00
Государственна:х комитет
Соаета Министров СССР по делам нзабретеннй н открь|ткй (53) УДК 629.113.014,9 (088.8) (72) Автор изобретения
Г. Я. Сердюков (71) Заявитель
Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (54) АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР
Изобретение относится к автомобильным тренажерам, предназначенным для оценки и совершенствования техники вождения автомобилей, и может быть использовано как в учебных организациях, так и на предприятиях, эксплуатирующих автомобили и им подобные транспортные средства.
Известны автомобильные тренажеры, содержащие экран, раму, на которой установлена кабина с органами управления, устройство для моделирования динамики движения автомобиля, соединенное приводами с точечным источником света и просвечиваемым макетом местности, а также подвижные относительно последнего макеты препятствий с индивидуальным приводом.
Однако в таких тренажерах макеты подвижных препятствий устанавливаются на рычагах над плоскостью дороги, что создает на экране нереальную картину препятствий, подвешенных над дорогой, и приводит к поломкам при наездах, когда рычаги макетов соударяются со стойкой источника света. Кроме того, индивидуальные приводы макетов препятствий расположены непосредственно иа просвечиваемом макете и создают дополнительную весовую нагрузку, что требует повышения прочности и толщины просвечиваемой ленты макета местности, а это ухудшает качество изображения.
С целью обеспечения имитации внешнего движения элементов дорожной обстановки независимо от собственного движения обучающегося в предлагаемом тренажере макет местности выполнен в виде бесконечной прозрачной ленты, установленной на гибких приводных элементах, а подвижные макеты препятствий размещены на бесконечной нити, расположенной в плоскости макета местно10 сти на роликах, один из которых связан с ведущим роликом, установленным на тележке„ движущейся по направляющим рамы.
На фиг. 1 схематически показан предлагаемый тренажер, общий вид; на фиг. 2 — раз15 рез по А — А на фиг. 1; иа фиг. 3 — разрез по
Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез по  — В иа фиг. 3.
Автомобильный тренажер содержит раму 1,. на которой смонтированы вал 2 с ведущ»ми
20 3 и вал 4 с ведомыми 5 звездочками, несущими замкнутые цепи б (гибкие элементы).
Кронштейны 7 цепей поперечио соединены струнами 8 (нитями), на которых расположена прозрачная лента 9 с изооражеиием дороги и макетами дорожной обстановки (полигон). Ведущий вал 2 приводится во вращение через редуктор 10 от электродвигателя 11.
На каретке 12, укрепленной на ведущем ходовом винте 13 и направляющем валу 14, над нижней ветвью прозрачной ленты смонтиро506904
65 в;ш точечный источник света 15, просвечивающип прозрачную лепту 9 па экран 16.
Ходовой винт 13 приводится во вращение через редуктор 17 от электродвигателя 18.
Управление электродвигателем 11 осуществляется от тахогенератора 19 (датчики вращения), смонтированного на валу инерционного бегового барабана 20 стенда 21, на котором. размещены ведущие колеса автомобиля 22. Электродвигатель 11 также, как и электродвигатель 18, управляется от реостаз -а 23 (датчика вращения), смонтированного па валу плоскоопорного диска 24 для управляемых колес, Для съезда автомобиля 22 па стенде 21 смонтированы две пары подъемников 25.
Над нижней ветвью несущей цепи 6 rra раме 1 смонтировано устройство 26 для поперечного перемещения объектов, например пешеходов и автомобилей. Устройство 26 (см. фиг. 3 и 4) содержит пару ведомых роликов
27, смонтированных на поперечно противоположных кронштейнах 7 несущей цепи 6 и связанных нитью 28, несущей макеты 29 пешеходов или автомобилей. Один из роликов
27 при движении цепей 6 входит в контакт с ведущим роликом 30, распсло>кенным па подвижной в направлении движения цепей тележке 31 и приводимым в движение от отдельного электродвигателя 32 через редуктор
33. Подвижная тележка 31 перемещается совместно с цепями 6 на роликах 34 по путевым направляющим 35.
Направляющие 35 смонтированы на кронштейне 36, укрепленном на раме 1 при помощи накладки 37. Для предохранения макетов 29 от «наезда» на ролики 27 электродвигатель 32 снабжен микропереключателями
38, смонтированными на кронштейне 39 подвижной тележки 31, а на нитях 28 укреплены упоры 40. Подвижная тележка 31 связана с кронштейном 36 при помощи пружины 41.
Для въезда автомобиля на трсна>кер служит эстакада 42.
Управление автомобильным тренажером осуществляется с пульта управления (па чертеже не показан).
Работает описанный автомобильный тренажер следующим образом.
Оператор с пульта управления включает подъемники 25, после чего автомобиль 22 по эстакаде 42 въезжает на стенд 21 тренажера и останавливается передними колесами на плоскоопорных дисках 24, а задними — иа под ьемниках 25. Оператор выключает подьемники, задние колеса входят в контакт с беговыми барабанами 20, после чего помещение затемняется, включается концентрированный источник света 15, и подается команда водителю начать «движение». При этом поворот передних и вращение задних колес через датчики вращения 23 и 19 передается на электродвигатели 18 и 11, которые через понижающие редукторы 17, 10 и ходовой винт 13 приводят в движение каретку 12 и прозрачную
45 лепту 9. При этом движение прозрачной лен.ы 9 с имитаторами дорожной обсr Hrroaêè навстречу источнику света 15 создает па экрагге 16 теневое изображение прямолинейного
«дви>кешгя» автомобиля 22, а поперечное движение каретки 12 с источником света 15— изображение «поворотов».
При движении лепты 9 ролик 27 устройства 26 поперечного перемещения ооъектов входит в контакт с приводпым роликом 30, который на подвижной тележке 31 начинает двигаться совместно с роликом 27, преодолегая сопротивлепие пружины 41, После этого с пулыа управления (или от включателя, установленного на кронштейне 36) включается электродвигатель 32 приводного ролика
30, ко" îðûé приводит в движение ролики 27 с несущей нитью 28 и макетами 29 пешеходов или автомооилей. При приближении к роликам 27 макетов 29 во избежание «наезда» последние (или упоры 40) контактируют с микропереключателями 38, которые переключают электродвигатель 32 на обратный ход.
Движущиеся макеты 29, просвечиваемые источником света 15, создают на экране изображение поперечного «движения» пешеходов или автомобилей. После «проезда» зоны просвечивания приводной ролик 30 совместно с подвижной тележкой 31 по путевым направляющим отходит от ролика 27 и под действием пружины -11 возвращается в исходное положение, Скорость и направление движения макетов 29 устанавливается оператором с пульта управления.
Создавая ту или иную «аварийную» ситуацию оператор оценивает ошибки водителя, а последний, наблюдая на экране результаты своих действий по управлению автомобилем, совершенствует технику вождения.
После окончания работы оператор включает подъемники 25, и автомобиль 22 по эстакаде 42 своим ходом съезжает со стенда
21 автомобильного тренажера.
Тренажер может быть снабжен одновременно несколькими устройствами для имитации поперечного перемещения объектов на нескольких перекрестках, для имитации неправильного перехода дороги и т. и.
Формула изобретения
Автомобильный тренажер, содержащий экрап, раму, на которой установлена кабина с органами управления, устройство для моделирования динамики движения автомобиля, соединенное приводами с точечным источником света и просвечиваемым макетом местности, а также подвижные относительно последнего макеты препятствий с индивидуальным приводом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения имитации внешнего движения элементов дорожной обстановки, независимо от сооственного движения обучающегося, макет местности выполнен в ви506904
Составитель Г, Сердюков
Техред Г. Писакина Корректор Л. Денискина
Редактор Г. Мозжечкова
Типография, пр, Сапунова. 2
Заказ 1087/13 Изд. № 1207 Тираж 575 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 по делам изобретений и открытий