Рулевое устройство судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 й, :„.„ .:-;,"„".,",,;, О П И С А Н И Е . бохв»
: ИЗОБРЕТЕЙИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТИДЬСТВ,тт (61) Дополнительное к авт, свид-ву(22) Заявлено 28 05 73 (21) 1924304/27-1 (51) М. Кл. с присоединением заявки ¹â€” в 63Н 25/10
Гасуда рстоонный комитат
6оаата Министроо ИСР аа долам изоаротоний и аткро!тий (23) Приоритет— л (43) Опубликовано 25 03 76 Бюллетень № l I (531 УДК 629.12:532.5.075. ,0 4,6 (088.8) (45) Дата опубликования описания, 03.05.76 (72) Автор! изобретения (71) Заявитель (54) РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА
Изобретение относится к судостроению.
Известны рулевые устройства судна, содержатцие, размещенное в нише корпуса судна выдвижное перо
-для руля, прикрепленное к салазкам, на которых перо руля подвижно-поворотно смонтировано посред, ством втулки, соединенной с полым винтом привода ,для выдвигания руля, взаимодействующее с приво-! дом для поворота пера руля, включающей червячный ! ! редуктор.
Однако известные рулевые устройства недостаточно надежны, имеют большие габариты и вес.
Целью изобретения является повышение нацежности рулевого устройства, уменьшение его габаритов и веса.
Для этого привод для поворота пера руля снабжен подвижно соединенными между собой в осевом нап-! равлении посредством шлицевого соединения трубы и валика, при этом труба прикреплена к перу руля, а валик кинематически связан с червячным редуктором, Кроме того труба и валик на подшипниках рас положены внутри полого винта привода для выдвигания руля.
Изобретение пояснено чертежами.
На фиг, 1 привепена схема конструкции рулевого устройства в положении, полностью выдвинутом за
2 образования корпуса судна; на фиг. 2 - схема конструкции рулевого усгройства в положении, частично выдвинутом эа об ; на фиг 3 при* гдгн разрез А-А, фиг. 2.
Рулевое устройство судна содержит вьц вижной ! за образования корпуса 1 судна руль 2, расположенный в н1!:ие 3, выполненной в-виде цилиндрического ! канала, ось которого расположена в направлении ! оси руля 2.
10 Руль 2 соединен с винтовым приводом для выд вижения IH С приводом! для поворота, а перо 4 руля
2 в ь орневой его части имеет салазки 5, размещен! ныг : направляющих 6 ниши 3 на катках 7. Перо 4 ,руля 2 смонтировано подвижно-поворотно в отверс.15 тии, салазок 5 на прикрепленной к перу 4 втулке 8 о флавием 9, имеющей еивоввое оеверееие c BHHIQ
В0Н нарезкой.
Винтовой привод для выдвигания руля 2 выполнен в виде полого винта 10, размещенного в отверстии
Cr
26 втулки 8 и одним концом соединенного с приводом
1 ! ! для выдвигания руля 2, состоящего, например,чз червячного редуктора 11, соединенного с электродвигателем 12.
Привод для поворота пера 4 руля 2 выполнен в виде подвижно соединенных в осевом направлении веют, что приводит к прекращению вращения винта 10 и прекращению перемещения салазок S no направляющим 6 ниши 3, и осуществляют перекладку пера 4 руля 2 приводом для поворота пера руля, состоящим из компонентов 13, 14, 16„17.
При повороте шлицевого валика 14 электродвигателем 17 через червячный редуктор 16 поворачивается соединенная с иим труба 13, вызывая тем самым поворот соединенного е трубой пера 4 руля 2, При этом втулка 8 при ее повороте перемещается отно сительно неподвижного винта 10 по его винтовой йареаке в направлении оси винта 10 и относительно неподвижных салазок 5, поворачиваясь своими опорными торцевыми поверхностями 19, 22 на кат. ках 23 по опорным торцевым поверхностям 20, 21 салазок 5, выполненным по винтовым поверхностям, подъем которых равен подъему винта 10, а шлицевой валик 14 и труба 13 перемещаются в осевом направлении один относительно другого на величину подъема винтовой линии винта 10, соотЮ. ветствующего углу поворота пера 4 руля 2.
При выдвижении пера 4 руля 2 за бортовые образования в крайнее положение или при полностью убранном пере 4 в нишу 3 при нахождении его в край1. нем положении салазки 5 воздействуют на соответствующие положению пера 4 конечные выключатели
26, 27, которые разрывают цепь питания электродвигателя 12, что приводит к его остановке, а следова. тельно, и к остановке салазок 5 и пера 4 руля 2.
1. Рулевое устройство судна, содержащее раэм .щенное в нише корпуса судна выдвижное перо руля, прикрепленное к салазкам, на которых перо руля
35 подвижно-поворотно смонтировано посредством втулки, соединенной с полым винтом привода для выдвигания руля, взаимодействующее с приводом для поворота пера руля, включающей червячный редуктор, о т л и ч а ю щ е еся тем,,что,,с целью по4О вышения надежности рулевого устройства, умень . щения его габаритов и веса, привод для поворота пера руля снабжен подвижно соединенными между собой в осевом направлении посредством шлицево го соединения трубы и валика, при этом труба при4ч креплена к перу руля, а валик кинематически связан с червячным редуктором.
2. Устройство по и. 1., о т л и ч а.ю щ е е с я тем, что труба и валик на подшипниках расположены внутри полого винта привода для выдвигания руля,,507491 на шлицах трубы 13 и размещенного внутри нее шли. .цевого валика 14, встроенных внутри полости полого винта 10, Один из этих элементов, например труGa 13, прикреплен внутри полости пера 4 к его торцевому образованию 15, а другой из элементов, например шлицевой валик 14, соединен с приводом для поворота пера руля, состоящего, например, из укрепленного к шлицевому валику 14 червячного редуктора 16, соединенного с электрсдвигателем 17
Между внутренней поверхностью винта 10 в:интового привода для выдвигания руля 2 и наружной поверхностью трубы 13 привода для поворота пера
4 руля 2 размещены подшипниковы опоры 18.
Обращенные друг к другу торцевые поверхности
19 втулки 8 пера 4, торцевые поверхности 20, 21 салазок 5 и торцевая поверхность 22 фланца 9 выполКОны по винтовым поверхностям, подъем KQTopbIx равен подъему винтовой нарезки винта 10. Между торцевыми поверхностями 19 и 20, 21 и 22 пера 4, салазок 5 и фланца 9 размещены катки 23 в направляющих канавках, имеющихся на этих поверхностях.
Ниша 3 в поперечном сечении имеет размеры, обеспечивающие размещение в ней пера 4 руля в отклоненном от диаметральной плоскости 24 судна положении (см. фиг, 3) .
У бортового наружного отверстия ниши 3 укреплены улоры 25 (см. фиг. 2) и конечные выключатели
26, встроенные в цепь г итания электродвигателя 12 приводного механизма для выдвигания руля 2., а на противоположном конце ниши 3 укреплены конечные выключатели 27, также встроенные в цепь пита- ЗО
-ния электродвигателя 12.
Рулевое устройство судна работает следующим образом.
Находящийся в нише 3 руль 2 полностью или частично, в зависимости от необходимости, выдвига- ют из ниши 3 винтовым приводом для выдвигания руля 2, состоящим из компонентов 1С, 11, 12, при этом винт 10, вращаясь, леремещает втулку 8, а вместе с ней салазки 5 и перо 4 руля 2. При выдвижении руля 2 салазки 5 на катках 7 перемещаются по направляющим 6 в нише 3, а шлицевой валик 14 на щлицах перемещается внутри трубы 13 в продольном ее направлении, при этом втулка 8 с пером 4 не поворачиваются вокруг оси, так как труба 13 через шлицевой валик 14 соединена с червячным редуктором 16 и электродвигателем-17, находящихся н не подвижном состоянии.
После выдвигания пера 4 руля 2 на необходимую величину из ниши 3 электродвигатель 12 останавлиФормула изобретения
Редактор А. Зиньковский
Зека* !780
Соетавитеяь Б. Даньшин
Техред И. Амдрейчук Корректор А. Лакнда
1 ира>к 57$ Подпненое
Ит1ИИПИ 3 осуиаретвенното комитета Совета М нистров СССР ло >tet!at>t отхрытяй и изобрете>!ий
l I 3tt35. М!! v,t>ý. Ж 35, Рау>>>екав наб, д, 4/5, 1 е >и lit t ll 11,> я ! У*! о!»! > tl а! арй>>а, tt I