Замок для двери автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕПЬСТВУ с !>w) (<ляФ.7(i,ö>

< о иалмстииеснии

Респубвик

„ () 7 (Яд (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено06.07.72 (21, 1808473/27-1. . 2 (51) M. Ел.

Е 05 В 65/34

В с присоединением заявки №

T0ñóäàðñ .âåííbté комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликочано25.03.76,Бюллетень ЛЪ 11 (45) Дата опубликования описания 30,04.76 (53) УДК

62, 3.1 1.3.011.6:34 (088.8) Ю. М. Полев, В, Н. Епишин н Г, B. Аверин (72) Авторы изобретения (71) ЗанвитЕль Волжское объединение по производству легковых «вчомобиле1 (54} ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ АВТОМОБИ) Л

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к замкам роторного типа для дверей автомобиля, которые могут быть использованы для запирания навесных боковых дверей автомобилей, Замкг дверей автомсбиля играют важную роль в обеспечении пассивной безопасности пассажиров.

Лрактика эксплуатации автомобилей показывает, что пассажиры, оставщиеся при авариях, например при опрокидывании автомобиля,.внутри салона кузова, как т равило, имеют менее серьезные травмы, чем пасса-сиры, выпавшие из автомобиля в мсй=

1 мент аварии. В связи с этим в настоящее время многие специализированные орг ниэации и фирмы занимаются проблемой обеспечения надежного эапирания дверей, особенно в момент аварий.

Известные замки роторного типа широко применяются на большинстве современ« ных автомобилей.

Такие замки укрепляются в панели две,ри и имеет выступающий вращающийся ротор с двумя зубьями, а также неподвижно закрепленный на стойке проема двери фиксатор.

На об.цем валике с ротором закреплен храповик, с псмощью которого осуществляется блокировка ротора в положении рабочего или прецохренительного зуба. Хр,.повой механизм кннематически связан с наружным и внутренним приво том эамк так, что при нажатии на одну из ручек двери тв (наружную или внутреннюю) происходит разблокировка ротора и он получает возможностт- провернуться ь выйти из эацет.л ния с фиксатором.

15 При закрывании двери ротор приближается к фиксатору, имеющему фасонный вырез, образующий запирающий зуб, входит в контакт с этим вырезом, обкатывает его и входит в зацепление зубом фиксатора.

20 В этом положении храповой механизм блокирует ротор и замок фиксиоуется в лоложении рабочего или предохранительного зуба храповика.

Однако этот эа,ок не исключает само26 произвольного открывания двери автомобиля B момент аварии при возникновении аварийных нагрузок, ConpoмеЯные нормы безопасности пас саж.ров предъявляют особые требования к замкам, Ротор и фиксатор замка не должны разъединяться в момент аварии при оздействии на них поперечной нагрузки до 907 кг на рабочем зубе и 454 кг на предохранительном зубе храповика и продольной нагрузки соответственно -1134 кг .и 454 кг. В момент удара зуб ротора, несмотря на заблокированный храповой механизм, выходит из зацепления с зубом фиксатора, и дверь самопроизвольно открывается. Это происходит потому„ что в момент удара (аварии) под действием поперечных нагрузок в точке контакта ротора и фиксатора возникает сила реакции (К}, направленная к центру кривизны зуба ротора, Зту силу можно разложить на две составляющие, одна из которых (R ) не оказывает вредного влияния на работу замка, ибо действует в направле-. нии, противоположном, действию поперечной нагрузки, и уравновешивает ее.,Qpyгая составляющая (Я ) направлена вдоль

Оси петель и стремится вывести ротор иэ зацепления с зубом фиксатора.

Как очевидно, действие выталкивающей составляющей (R }, зависит От велич.ины силы реакции (К) и угла ее наклона по отношению к оси петель„Решающим фактором, определяющим величину выталкивающего усилия составляющей (R<), является угол наклона силы реакции (Ц), который в свою очередь зависит от формы сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора.

Форма сопряжения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора известног замка (иными словами, их кривизна)

«икова, что угол наклона силы реакции (R), a, следовательно, и величина ее вредной составляющей (Я ), оказываются знаФ чительно больше, чем силы сцепления (сила tpeHBH) контактирующих поверхностей ротора и фиксатора, удерживающих замок в закрытом состоянии, в результате чего и происходит самОпроизвольное Открб!Ванне замка даже при заблокированном храпов ом мех ан и зме, Это подтверждается результатами испытаний известного замка, проведенными в лаборатории А/О ФИАТ.

Бель изобретения — повыи!ение надежности замка и ". редотврашение eI о самопроизвольного Открывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок.

Это достигается тем, чтс участок запираюшег "уба фиксатор,!, Ограниченный точками предварительного и окончательного закрывания двери, выполнен предпочтительно параллельным оси петель двери с допустимым отклонением, не превышающим величины угла трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора;

Соблюдение этого условия позволяет направить силу реакции (К) так, чтобы ее направление совпадало с направлением открывании двери, либо направить ее под таким углом к направлению открывания двери, который не будет превышать угла трения контактирующих поверхностей зуба ротора и фиксатора, В обоих случаях кривизна сопрягаемых поверхностей зуба ротора и фиксатора обеспечивает надежную фиксацию замка, даже при значите ъном увеличении аварийнои поперечной нагрузки, выходящей за пределы допустимых норм.

На фиг, 1 показан замок для двери asтомобиля, вид со стороны храпового меха.низма; на фиг. 2 - разрез замка и фиксатора по оси валика; на фиг. 3 — фиксатор замка, вид со стороны стойки .Ъерного проема; на фиг. 4 — схема разложения сил в положении предохранительного зуба; на

-фиг, 5 - то же, в положениях рабочего зуба; на фиг. 6 — построение профилей контактирующих поверхностей зуба ротора и зуба фиксатора замка.

Замок для двери автомобили имеет металлический штампованный корпус 1 с отверстиями 2 для крепления к панели двери (на чертеже не показана). В корпусе 1 на общем валике 3 установлены ротор 4 с зубьями 5 и 6, храповик 7, подпружиненный пружиной 8, и опорная шайба 9, причем ротор 4 и храповик 7 закреплены на валике 3 жестко. (Ъ

В корпусе 1 на другом валике 10 установлен двуплечий качающийся рычаг 11 наружного привода со спиральной пружиной 12., Верхний конец 13 рычага 11 кинематически связан с наружной ручкой двери (на чертеже не показано), а на его нижнем конце выполнена собачка 14, В фиксированных положениях замка собачка, поддерживаемая пружиной 12, находится в зацеплении с рабочим 15 или предохранительным 16 зубьями храповика 7 и обеспечивает блокировку ротора 4.

Кроме того, в корпусе 1 смонтированы щеколда 17 и рычаг 18 внутреннего привода, который Одним плечом взаимодействует с рычагом 1 1 наружног0 привода, а другим

IIIIE .Чом Обес лечив не Г кинематнческ ю (вя ° ь с внутренней ру кой дв . рл; вт», обили (на чар Ге. ж !е 1г)к:< .:>I! .), 507698

Собранный замок крепится к двери автомобиля обычным способом, например винтами.

На стоике дверного проема (на чертеже не показано) жестко крепится фиксатор 19 (см,фиг. 3), с которым входи ьв зацепление ротор 4 замка.

Фиксатор 19 представляет собой пластину, отштампованную из листовой стали, и имеет привалочную поверхность 20 с от верстиями 21 для крепления фиксатора к стойке дверного проема, а также рабочую поверхность 22. Обе эти поверхности удалены друг от друга так, что между ними образуется полость, в которую входит ротор 4 при закрывании двери.

На рабочей поверхности 22 фиксатора19 выполнен фасонный вырез 23, нижняя кромка которого образует впадину 24 и запирающий эуб 25 фиксатора. &тот эуб имеет наружную кромку а,,торцовую кромку, ы рабочую кромку б, которая сопрягается с впадиной 24 фиксатора, Над верхней кромкой фасонного выреза 23 фиксатора закреплен скользящий в горизонтальной плоскости клиновой сухарь

26, поджатый пружиной 27,. В закрытом положении замка сухарь 26 своей клиновой частью контактирует с опорнои шайбой 9, установленной на общем валике 3 с ротором 4, предотвращая вертикальные колебания, двери автомобиля, Профиль рабочей кромки зуба 25 фиксатора выполняется так, чтобы угол (Ф ) между осью петель и линией, проходящей через точку контакта (С) и центр кривизны (О) зуба ротора, в фиксированных положениях замка был больше или, по крайней мере, равен прямому углу (90 ) за вычетом угла трения (P ) контактирующих поверхностей ротора и фиксатора.

Выполненный согласно этому условию профиль рабочей кромки 5 зуба 25 фиксатора обеспечивает оптимальный наклон силы реакции (R), а, следовательно, надежность в работе замка.

Замок работает следующим образом.

При закрывании двери ротор 4 приближается к фиксатору 19 и его первый зуб 5 входит в контакт с наружной кромкой запирающего зуба 25 фиксатора. При этом ротор проворачивается и его второй зуб 6 входит во впадину 24 фасонного выреза 23 фиксатора. Собачка 14 рычага 11 наружного привода заскакивает за предохрани,тельный зуб 16 храповика 7 и блокирует ротор 4 в первом фиксированном положении (положение предохранительног0 зуба).

В та«ом положении замки дверь в; крыта, 5

Ю

)5

И

6

О но все же имеет люфт в поперечном направлении, вызывая при движении стук, предупреждающий о неполном закрывании двери.

Дверь закрыта полностью тогда, когда собачка 14 рычага ll наружного привода входит в зацепление с рабочим зубом 15 храповкка 7, что соответствует второму .фиксированному положению замка (положению рабочего зубе). В. этом положении зуб

6 ротора 4 полностью входит во впадину 24 фи Жатора, дверь плотно закрыта и не име ет поперечных колебаний, При эакрываниидверей опорная шайба 9

;вступает в контакт с клйновой поверхно:стью сухаря 26, который под действием пружины 25 удерживает дверь от вертикальных колебаний.

В закрытом положении замка зуб 6 ротора 4 всегда прижат к рабочей кромке .6 зуба 25 фиксатора так, что между ними

:обеспечен постоянный контакт, в силу чего возникающая при аварии поперечная нагрузка и ее реакция всегда будут передавать,ся с ротора 4 на фиксатор 19 через эту

;точку.

Если профиль рабочей кромки Ь зуба 25 фиксатора или профиль контактирующего зуба 6 ротора 4 выполнены в соответствии с условиями предлагаемого изобретения,то направление силы реакции (R) образует с направлением оси петель угол (ф ), который больше или, по крайней мере, равен величине 90о- Р, где P — угол трения контактирующих поверхностей ротора и фиксатора, Формула изобретения

Замок для двери автомобиля, содержащий смонтированные на общем валике поворотный зубчатый ротор, взаимодействующий с закрепленным на стойке проема двери фиксатором, имеющим фасонный вырез, образующий запирающий зуб, опорную шайбу, контактирующую с подпружиненным сухарем фиксатора, храповик и рычаги привода, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности замка и предотвращения его самопроизвольного открывания при возникновении аварийных поперечных нагрузок, участок запираюшегос зуба фиксатора, ограниченный точками пртllварительног0 и скончательного закрыв:и я двери, выполнен предпочтительно пара тжл — ным оси петель двери с допустичыч ст«понение., пе преBbII!iаюв)ич величины углы

TpеHиSI K9fi т -II< T;! k. IIIIIX IIOT3еp«II».

i I

Составитель Л. Смольская

Редактор H. Козлова Техред M. Левицкая Корректор Ц. (оксич

Заказ 1724 ТиРаж 653 Подписное

ЦНИИПИ Государственного омитета Совет» Министров ((СР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, >К-35, Раушская наб.. д. филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,