Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублин
507716 г J (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено07.12.73 (21) 1975212/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16 О 35/02 16 Ь 21/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изооретений н открытий (43) Опубликовано25.03.76.Бюллетень №11 (45) Дата опубликования описания 09.04,76 (63) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. A. Трошин и А. И. Григорьев (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции подшипникового узла, применяемого в турбинах, гидрогенераторах и различных электрических машинах.
Известны подшипниковые узлы, содержащие составной вкладыш, установленный в обойме, выполненной из двух половин и имеющей на наружной боковой поверхности пазы, в которых размещены опорные колодки, контактирующие с расточкой корпуса, и кольцевую канавку, а также установочные полукольца для осевой фиксации обоймы, размещенные между торцовыми поверхностями кольцевой канавки и корпуса. Причем полукольца, фиксирующие нижнюю половину обоймы, разделены на две части, имеющие на боковой цилиндрической поверхности зубцы, облегчающие извлечение колец при разборке подшипникового узпа..
Недостатками известного подшипникового узла является наличие осевого зазора между полукольцами и обоймой вкладыша, вызванного необходимостью сборки, который снижает надежность работы реле осевого сдвига ротора, что может привести к аварийному останову урбины. Кроме того, затруднен монтаж и демонтаж под5 шипникового узла в корпусе иэ-за наличия зубцов на боковых цилиндрических поверхностях установочных полуколец.
Uerbs изобретения — улучшение условий монтажа и демонтажа и повышение надежl0 ности работы подшипникового узла.
Для этого в предлагаемом устройстве контактирующие торцовые поверхности коль цевой канавки и установочного полукольца выполнены с выступами, расположенными
l5 друг против друга.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел в сборе; на фиг. 2 — нижняя половина обоймы вкладыша с установочными полукольцами; на фиг. 3 — разрез А-A на
20 фнг. 2; на фиг. 4 — внд Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид контактирующей торцовой поверхности установочного полукольца; на фиг. 6 — вид B на фиг. 5.
Подшипниковый узел содержит состав,ной вкладыш 1, установленный в обойме 2, 507716 выполненной из двух половин и имеющей на наружной опорной поверхности пазы 3, в которых размещены опорные колодки 4, контактирующие с расточкой корпуса 5, а также кольцевую канавку 6, на одной из ториовых поверхностей которой выполнены выступы 7 и впадины 8, например шлицевые, Установочные полукольца 9 и 10 для осевой фиксации обоймы 2 размещены между торцовымй поверхностями кольцевой канавки 6 и корпуса 5.
На торцовой поверхности одного из полуколеи, например на поверхности полукольца
10, контактирующей с торцовой поверхностью кольцевой канавки 6, имеющей высту- р пы 7, выполнены расположенные напротив их выступы 11 и впадины 12.
Установка и фиксация обоймы 2 в корпусе 5 подшипникового узла осуществляета ся следующим образом. 20
Устанавливают нижнюю половину обоймы
2 в расточку корпуса 5, Затем в кольцевую канавку 6 заводится установочное полукольцо 10 так, чтобы выступы 11 совпадали с впадинами 8 обоймы 2, после чего в 25 кольцевую канавку 6 заводйтся установочное полукольцо 9 с противоположной стороны обоймы.
Для надежности осевой фиксации обоймы
2 необходимо ударом свинцового молотка по полукольцу 10 сместить его до совпадения выступов 11 с выступами 7 обоймы 2 °
Разборка ведется в обратной последовательности.
Формула изобретения
Подшипниковый узел, преимущественно для турбомашины, содержащий составной вкладыш, установленный в обойме, выполненной из двух половин и имеющей на наружной боковой поверхности пазы, в которых размещены опорные колодки, KOHTBKтируюшие с расточкой корпуса,и кольцевую канавку, а также установочные полукольца для осевой фиксации обоймы, размещенные между торцовыми поверхностями кольц— вой канавки и корпуса, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с целью улучшения условий монтажа и демонтажа и повышения надежности работы, контактирующие торцовые поверхности кольцевой канавки и установочного полукольца выполнены с выступами, расположенными друг против друга.
5077 1 6
Составитель И. Крылова
Редактор Т. Hsaroaa Техред М. Ликович Корректор H. Бабурка
Заказ 141 Тираж 1131 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
13035,Москва, Ж-35, Раушскаа наб., д„4/5 филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101