Гидравлический клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЙ ИСАНИЕ,воутзе

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) За явлено31.07. 74. (21) 2048453/40-23 с присоединением заявки № (5l) М, Кл, } I 6 К 17/38

Ь } а К .З100

Гооударстаенный «омнтет

Соната Мин«стран СССР оа делам изооретвннй и открытий (23) Г1риоритет (43) Опубликовано 25.03.76,Бюллетень № т1 (63} УЦК ; i 4 ц.). :e;i, (>яя,ц) (45) Дата опубликования описания19.04.76, (72) Авторы изобретения

A..H. Веселов, H. Д. Капков, П. Д. Огиенко, Л. К. Тубашов и В. А. Ярош (71) Заявитель

Всесоюзный научно«исследовательский институт щютивоиожарной обороттьт (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН

Изобретение касается запоряо - пусковой арматуры гидравлических систем, в част}ности противопожарных, где требуется быстpbN пуск жидкости.

Известен клапан, имеюший корпус с размещенным в нем запорным элеменгом, перекрывающим проходное отверстие трубопровода, и поршнем, запорно-пусковую камеру, соединенные с побудительными системами основной - электрический — и дублирующий- }а термомеханический приводы. Открьтваетса клапан путем разгерметизации и стравливания жидкости из запорно -пусковой камеры при срабатывании электрического или термомеханическогп приводов, l5

Однако такие клапаны недостаточно бы-» стродейственны и имеют невысокую надеж ность. Это обуславливается тем, что тер.момеханический привод, выполненный íà основе термочувствител .,ной нити, сложен и не надежен в эксплуатации. Для срабатывания от него клапана необходимо, чтобы последовательно раскрылись две парь1 рычагов, что существенно влияет на время открытия кл анана. 25 Гермочувствительная нить имеет значи» .тельную длину. При эксплуачации клапанов ,в системах пожаротушения отмечают случаи

}случайных срабатываний клапанов в результате ослабления натяжения термпчувствн тельной нити и обрыва ее транспортными .средствами. Электрический и гет1момеха}нический приводьl имеют общие детали, что

"-снижает надежность клапана. Например,при ,заедании штока с золотником, пе}:-крыва юшим отверстие, соединяюгнее запорно«тусковую камеру с атмосферой, клапан не открывается ни оТ одного из приводов.

Йель изобретения — повьпнепие быстродействия и надежности клапана.

Это достигается тем ° что в клапане

:дублирующий привоп выполнен гиправтти ческим в виде цилиндрической камеры с отверстиями в средней ее части и c золотником, перекрывакзнпил эти отпер. тпя и разделяющим полость камеры па щ е частн, одна из которых сообшена с полостьк1 запорно-пусковой камеры, другая с трубо .

:проводом побудительной системьf, а золотник выполнен с осевым перепускным отиерстием, диаметр которого меньше диаметра побудительной системы.

На фиг, 1 изображен предложенный клапан, вид сбоку; на фин 2 — цилиндрическая камера дублирую1цего привода;продольный разрез; на фиг. 3 — схема размещения предлагаемого клапана в магистральной линии.

В корпусе 1 клапана на секторе -рычаге 2 шарнирно закреплен золотник 3, пере- 1 крываюший проходное сечение клапана, 3a- порно-пусковая камера 4 клапана имеет мембрану 5, соединенную с поршнем 6, и несколько отверстий, одно из которых при помощи трубки 7 через дроссель 8 соединено с напорной частью 9 клапана. Второе отверстие соединено с атмосферой и перекрывается золотником 10 со штоком 11 нри помощи основнога - электрического привода 12. Третье отверстие соединено

ЯО с камерой дублирующего привода 13.Через побудительный трубопровод 14 дублирующий привод соединен с побудителем 15, например тепловым замком. Дублирующий привод имеет цилиндрическую камеру 16, отверстия 17 которой перекрываются золотни.ком 18, имеюшйм перепускное отверстие

19. Для перемещения золотника имеется шток 20, Сечение перепускного отверстия

19 значительно меньше сечения побудительного трубопровода 14. . Предположим, что в исходном состоянии ,клапан закрыт. При этом задвижка 21. открыта, золотник 10 перекрывает отверстие

22, а золотник 18 дублирующего привода перекрывает отверстия 17, Давление жидкости в верхней и нижней частях камеры

16 одинаково, так как трубопровод 14 побудительной системы закрыт побудителем 15.

Давление в запорно-пусковой камере

4 и напорной части 9 клапана одинаково.

За счет разности плошадей порщень6 через сектор-рычаг 2 прижимает золотник 3 к седлу, обеспечивая перекрытие проходного сечения клапана.

При возникновении пожара побудитель (тепловой замок) 15 раскрывается, давление в верхней полости камеры 16 падает. ай

За счет перепада давлений на золотнике 18 последний перемешается вверх, вытесняя неболыцое количество жидкости через rtaбудительный трубопровод и атмосферу.

Отверстия 17 открываются, давление ф5 в эапорно-пусковой камере 4 падает. Усилие на золотник 3;я больше, чем на поршень. Последний поднимается, вытес няя жидкость из запорно-пусковой камеры, сектор-рычаг с золотником поворачивается, 60 открывая проходное сечение клапана. Клапан открыт.

От электрического привода клапан открывается при подаче напряжения на электромагнит. При этом рычаги, удерживающие шток ll с золотником 10, раскрываются, давлением жидкости в запорно-пусковой камере золотник перемешается вверх, открывая отверстие 22, соединяющее запорнопусковую камеру с атмосферой. Жидкость из нее вытесняется, и клапан открывается.

Qaa закрытия клапана необходимо перекрыть магистраль задвижкой 21. Закрывается тепловой замок 15. Золотник 10 электрическим приводом прижимается к седлу, перекрывая отверстие 22; Штоком 20 золотник 18 дублирующего привода перемешается в нижнее положение. Сектор - рычаг

2 с золотником 3 при помощи специального ключа вращением за ось устанавливаются в положение "закрыто „при этом золотник

3 прижимается к седлу. Открывается вентиль 23 на побудительной линии. Приоткрывается задвижка 21 и.зяпорно-пусковая камера и побудительная линия заполняются жидкостью. Так как диаметр перепускного отверстия в дросселе 24 меньше, чем перепускное отверстие 19 в золотнике дублирующего привода, перепада давления на золотнике не образуется, и клапан не открывается. После заполнения побудительной линии жидкостью вентиль 23 закрывается, задвижка 21 открывается полностью. Клапан закрыт, Применение предложенного клапана позволяет исключить ложные срабатывания, а также повысить быстродействие и эффективность систем пожаротушения.

Формула изобретения

Гидравлический клапан, содержащий корпус с размещенными в нем запорнымЭлеМентом, перекрывающим проходное отверстие трубопровода, и поршнем, запорнопусковую камеру, соединенные с побудительными системами, основной привод, снабженный штоком с золотником, перекрыва ющим отверстие, соединяющее полость эапорно-пусковой камеры с атмосферой, и дублирующий привод, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью повышения егобыстродействия, дублирующий привод выполнен гидравлическим в виде цилиндрической камеры с отверстиями в средней ее части и с золотником, перекрывающим эти отверстия и разделяющим полость камеры на две части, одна иэ которых сообщена с полостью запарно-пусковой камеры, другая — с трубопроводом побудительнойсис50773!.1

/ темы, причем золотник дублируюшего привода выполнен с осевым перепускным отверстием, диаметр которого меныие диа. метра трубопровода побудительной системы, 507730

Составитель Ю. Титов

Редактор E. Кравиова Текред А. Демьянова Корректор 3. Фанта

Заказ 164 T ð t1 1 3 1 Поддисное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101