Система циркуляции масла через блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.74 (21) 2014853/27 — 11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) M. Кл.о В 60 К17/10
F 16Н41/02 тщфднрствонныи комитет
Соввта Министроо СССР по долам изооретоний н открытий (43) Опубликовано 05.09.76. Бюллетень № 33 (53) УДК 629.113 — 585.2 (088.8) (45) Дата опубликования Описания08,08,77
О. И. Гируцкий, В. В. Баранов, Ю. К. Есеновский — Пашков, M. Н. Дзядык, А. Ю. Пыткин, В. В. Рыбальченко и Г. В. Борисов (72) Авторы изобретения
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский (71)живители автомобильный и автомоторный институт н Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (54) СИСТЕМА ЦИРКУЛЯЦИИ МАСЛА ЧЕРЕЗ БЛОКИРУЕМЫИ
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти применение в гидромеханических передачах транспортных средств, преимущественно автомобилей и автобусов.
Известны системы циркуляции масла через блокируемый гидротрансформатор, содержащие корпус фрикциона блокировки с каналом, соединяющим полость под поршнем фрикциона блокировки и полость гидротрансформатора, клапан включения фрикциона блокировки, соединенный каналами с полостью под поршнем фрикциона блокировки и главной масляной магистралью, клапан питания маслом гидротрансформатора, подключаю1ций полость гидротрансформатора к главной масляной магистрали.
Однако в известных системах на режимах работы тидротрансформатора и при его блокировке масло циркулирует из полости гидротрансформатора через канал в корпусе фрикциона в полость под поршнем фрикциона блокировки и на слив.
Такое направление циркуляции масла через гидротрансформатор при его блокировке и вообще циркуляция масла нецелесообразны, поскольку на этом режиме в гидротрансформаторе не выделяется тепло, кроме того, на режимах трансформации для включения фрикциона блокировки гидротрапсформатора требуется установить сильные отжимные пружины межпу корпусом фрикциона и поршнем, поскольку давление в полости гидротрансформатора выше, циркуляция масла в направлении от большего радиуса к меньшему (внутреннему} не позволяет удалять из полости под поршнем фрикциона продукты износа дисков фрикциона,. поскольку под действием центробежных сил они
1р выносятся на периферию полости к ее максимальному диаметру и могут приводить к заклиниванию поршня фрикциона по уплотнительному устройству, Цель изобретения - увеличение расхода масла
15 через гидротрансформатор на режиме трансформации крутящего момента и обеспечение удаления продуктов износа из полости фрикциона блокировки.
Для этого в канале корпуса фрикциона бло20 кировки, соединяющем полость под поршнем фрикциона блокировки и полость гидротрансформатора, установлен обратный клапан. При этом обратный клапан может быть выложен в ниде шарика, а седло, в котором он установлен, 25 коническим, обращенным в сторону полости под508005
1б
20 поршнем фрикциона блокировки. Обратньй клапан может быть выполнен также в виде пружинного лепестка, установленного на корпусе фрикциона блокировки.
На фиг. 1 схематически изобрежена система циркуляции масла; на фиг. 2 — один из вариантов обратного клапана.
Система циркуляции масла через гидротрансформатор содержит блокируемьй гидротрансформатор 1, корпус 2, в котором установлен фрикцион 3 блокировки, клапан 4 включения блокировки гидротрансформатора, клапан 5 подачи масла в гидротрансформатор, клапан 6, поддерживающий в полости гидротрансформатора 1 заданную величину давления масла, канал 7, выполненньй в корпусе 2 фрикциона 3 блокировки с установленным в нем обратным клапаном 8, выполненным в виде шарика, установленного в коническом седле 9, или пружинного лепестка (см.фиг.2). Полость 10 под поршнем 11 соединена каналом 12 с клапаном 4, а полость 13 гидротрансформатора - с главной масляной магистралью 14 через клапан 5, а с полостью 10 через клапан 8. Клапаны 4, 5и 6 соединены с каналом 15 слива. Пружина 16 отжимает поршень 11 вправо, обеспечивая выключение фрикционной муфты.
Система работает следующим образом.
При трогании автомобиля и движении на режиме трансформации масло под давлением из главной масляной магистрали 14 поступает к клапану 5, который устанавливает величину давления в главной масляной магистрали 14. При избытке масла в главной магистрали клапан 5 сообщает полость 13 гицротрансформатора с главной маслиной магистралью 14. Клапан 5 ограничивает величину давления масла на входе в гидротраисформатор, причем в полости 13 давление будет ниже, чем в главной магистрали 14 эа счет гидравлических потерь. С другой стороны, в предлагаемой системе имеется дополнительный путь дпя подачи масла в гидротрансформатор и увеппчеиия циркуляции масла через него. Иэ главной масляной магистрали 14 через клапан 4 масло поступает по каналу 12 в полость 10 и далее через клапан 8 в полость 13.
Поскольку в главной масляной магистрали 14 и полости 10 давпеиие выше, чем в лопасти 13, то поршень 11 иод влиянием разности давлений пружины 16 перемещается в крайнее правое положение, а клапан 8 открыт. Фрикцион 3 блокировки гидротрансформатора при этом выключен. Из гидротрансформатора масло поступает иа слив в канал 15 через клапан б.
Таким образом, на режимах трансформации, когда происходит наибольший нагрев масла, циркуляция масла через гидрочрансформатор уве ичивается, при этом продукты износа удаляются из
4 полости 10 в полость 13 и исключается возмож ность заклинивания поршня 11 по уплотнительным кольцам.
Для блокирования гидротрансформатора включается клапан 4, при этом магистраль 14, перекры. вая полость10, соединяется со спивным каналом15. Поскольку давление в полости10 становится ниже, чем в полости 13, то поршень 11 перемещается влево и блокирует гидротрансформатор.
Клапан8 под действием избыточного давления в полости 13 закрывается и разъединяет полости 10 и
13. Так как в этом случае масло в гидротрансформаторе не нагревается, нет необходимости и в существенной его циркуляции. Масло поступает в гидротрансформатор на этом режиме только через клапан 5, и расход его становится значительно ниже, чем на режиме трансформации, поскольку каналы, соединяющие указанный клапан с гидротрансформатором, имеют ограниченные проходные сечения.
Снижение расхода масла через гидротрансформатор позволяет уменьшить потребную производительность масляных насосов при блокировании гидротрансформатора, а это позволяет снизить потери мощности на привод масляных насосов и повысить к.п.д. передачи.
Формула изобретения
1. Система циркуляции масла через блокируемьй гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства, содержащая корпус фрикциона блокировки с каналом, соединяющим полость под поршнем фрикциона блокировки и полость гидротрансформатора, клапан включения фрикциона блокировки, соединенньй каналами с полостью под поршнем фрикциона блокировки и главной масляной магистралью, клапан питания маслом гидротрансформатора, подключающий полость гидротрансформатора к главной масляной магистрали, от л ич а ю ща я с я тем, что, с целью увеличения расхода масла через гидротрансформатор на режиме трансформации крутящего момента и обеспечения удаления продуктов износа из полости фрикциона блокировки, в канале корпуса фрикциоиа блокировки, соединяющем полость под поршнем фрикциона блокировки и полость гидротрансформатора, установлен обратный клапан.
2. Система по и. 1, о т п и ч а ю щ а я с я тем, что обратньй клапан выполнен в вице шарика, а седло, в котором он установлен, выполнено коническим, обращенным в сторону полости под поршнем фрикциоиа блокировки.
3. Система пои. 1,о тли ч а ю щ а я ся тем, что обратньй клапан выполнен в виде пружинного лепестки., установленного на корпусе фрикциона блокировки.