Воздушно-жидкостная система охлаж-дения элементов тормозов автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И А Н И Е (ii) 508612

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Социалиетических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.73 (21) 1906129/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.76. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 31.05.76 (51) М Кл з F 16Р 65/827

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 62-597.3 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. В. Смирнов, А. Д. Старинский, М. Д. Янко, А. И. Вольченко, И. М. Богатчук, Д. А. Вольченко, Т. В. Дикун и H. М. Клиса

Ивано-Франковский институт нефти и газа и Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (71) Заявители (54) ВОЗДУШНО-ЖИДКОСТНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к системам и устройствам для охлаждения рабочих элементов тормозов автомобилей.

Известны воздушно-жидкостные системы охлаждения элементов тормозов автомобиля, содержащие подключенный к,пневмосистеме автомобиля ресивер, соединенный через обратный клапан и кран управления с распределительным тройником, связанным с соплами, установленными в сквозных отверстиях основания тормозных колодок, совпадающих с отверстиями, выполненными в фрикционных накладках, причем в основании тормозных колодок установлены емкости с охлаждающей жидкостью, под которыми размещен трубопровод с отверстиями, связанный с распределительным тройником.

Целью изобретения является улучшение охлаждения фрикционных пар тормозов.

Для этого емкости с охлаждающей жидкостью соединены каналами с соплами и снабжены отверстиями, совпадающими с отверстиями в фрикционных накладках и закрытыми предохранительными клапанами.

На фиг. 1 изображена предлагаемая система; на фиг. 2 — тормозная колодка с соплами; на фиг. 3 — разрез,по А-А на:фиг. 2; на фиг.4— трубчатые ответвления охлаждающей магистрали с отверстиями; на фиг. 5 — переоборудованный колесный тормозной механизм.

Система состоит из одного баллона 1 пневматической системы (основного или дополнительного), вспомогательного клапана 2, обратных клапанов 3, дополнительных баллонов 4 и 5 автоматического и ручного пневматического устройства соответственно, обратных клапанов 6 и 7, четырехпозиционного крана 8 и двухшкального манометра 9.

Вспомогательный клапан 2 отрегулирован на давление 6,3 кг/см2. Четырехпозиционный кран 8 имеет положения: а — включение автоматического устройства; б — выключение системы; в — выключение ручного устройства;

r — совместное включение автоматического и ручного устройства, т. е. включение системы, Кран 8 и манометр 9 находится в кабине водителя.

Тормозная колодка 10 содержит фрикционные накладки 11, основание 12, ребра 13, крышки 14, охлаждающий агент 15, приливы

16, вильчатые трубчатые ответвления с отверстиями 17, пальцы для крепления стяжных пружин 18, предохранительные клапаны

19, отверстия 20 во фрикционных накладках, отверстия с резьбой 21 для ввинчивания предохранительных клапанов, отверстие с резьбой в основании тормозной колодки для ввинчивания сопл 22, сопло 23 и обратные клапаны 24.

ЗО Переоборудованный тормозной механизм состоит из тормозного диска 25, тройника 26, 508612

55 соединительных шлангов 27, связанных i соплами 23 в тормозных колодках 10 и тормозного барабана 28.

Межреберное пространство тормозной колодки закрывается крышками 14, которое в средней ее части разделено. Полученные таким образом секции емкости заполняются охлаждающим агентом 15, например раствором аммиака, через отверстия с резьбой 21, в которые завинчиваются предохранительные клапаны 19, устанавливаемые заподлицо с основанием колодки. Предохранительные клапаны отрегулированы на давление 3 .кг/см . Пальцы для крепления стяжных пружин 18 вынесены наружу посредством приливов 16, расположенных на ребрах 13 колодки. При прикрепывании фрикционных накладок 11 к основанию колодки необходимо, чтобы отверстия 20 во фрикционных накладках совпадали с отверстиями с резьбой 21. Вильчатые трубчатые ответвления 17 приварены к крышкам 14 и на их входе установлены обратные клапаны 24, соединенные с соплами 23 и отрегулированные на давление 5 кг/см . Секции емкостей колодок посредством обратных клапанов 24, вмонтированных в отверстия с резьбой в основаниях тормозных колодок подключены к соплам 23.

Система работает следующим образом.

Если в основной пневмосистеме давление воздуха выше 6,3 кг/см, то открывается вспомогательный клапан 2 и происходит наполнение баллонов 4 и 5. Давление сжатого воздуха в баллонах 4 и 5 водитель контролирует по показаниям двухшкального манометра 5.

Обратные клапаны 3, 6 и 7 препятствуют попаданию сжатого воздуха из баллона 4 в баллон 5 и наоборот при разных давлениях воздуха в них. В зависимости от степени нагретости рабочих элементов тормозов водитель включает нужное положение а, в или г четырехпозиционного крана 8, и сжатый воздух через тройники 26, вмонтированные в тормозной диск 25, через соединительные шланги 27 и сопла 23, установленные с нерабочей стороны основания тормозных колодок 10, поступает на трущиеся поверхности ф рикционных накладок 11 и тормозного барабана 28, интенсивно охлаждая их. Так работает воздушножидкостная система в режиме воздушной системы, если давление в сопле не превышает

5 кг/см .

При работе тормозной колодки тепло от фрикционных накладок 11 через ее основание

12 передается охлаждающему агенту 15 и повышает его давление. Предохранительйые клапаны 19 по достижении раствором аммиака давления 3 кг/см срабатывают и пары аммиака попадают на рабочую поверхность фрикционных накладок 11, а затем на поверхность трения фрикционной пары, что ведет к ее охлаждению и повышению коэффициента трения. Проверка уровня охлаждающего агента 15 в секциях емкости тормозной колодки и его доливка производятся при замене фрикционных накладок 11. В этом случае воздушно-жидкостная система работает в режиме жидкостной системы.

Если давление сжатого воздуха равно или выше 5 кг/см2 в сопле 23, то срабатывают обратные клапаны 24, и воздух, кроме охлаждения фрикционной пары тормоза, попадает в вильчатые трубчатые ответвления с отверстиями и охлаждает крышки 14 секции емкостей колодок, а значит и охлаждающий агент

15. При давлении воздуха в сопле 23, равному или выше 6 кг/см2, открываются обратные клапаны 24, установленные в секции емкостей, и сжатый воздух, смешиваясь с раствором аммиака, через предохранительные клапаны 19 попадает на поверхность трения тормоза, способствуя ее охлаждению и повышению коэффициента трения. В этом случае система работает как воздушно-жидкостная.

При полном расходе охлаждающего агента ,воздушно-жидкостная система работает как воздушная.

Формула изобретения

Воздушно-жидкостная система охлаждения элементов тормозов автомобиля, содержащая подключенный к пневмосистеме автомобиля ресивер, соединенный через обратнь1й клапан и кран управления с распределительным тройником, связанным с соплами, установленными в сквозных отверстиях основания тормозных колодок, совпадающих с отверстиями, выполненными в фрикционных накладках, причем в основании тормозных колодок установлены емкости с охлаждающей жидкостью, под которыми размещен трубопровод с отверстиями, связанный с распределительным тройником, отличающа яся тем, что, с целью улучшения охлаждения фрикционных пар тормозов, емкости с охлаждающей жидкостью соединены каналами с соплами и снабжены отверстиями, совпадающими с отверстиями в фрикционных накладках и закрытыми предохранительными клапанами.

508612

Составитель В. Дмитриев

Техред T. Дмитриева

Корректор Е. Хмелева

Редактор Т. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1474/10 Изд. № 1256 Тираж 134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5