Машина постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п11 508876

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.73 (21) 1907033 24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.76. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 03.05.76 (51) М. Кл. Н 02К 23/40

Н 02К 23/24

Гасударственные комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.2 (088.8) (72) Автор изобретения

О. А. Кравцов (7 l ) Заявит Jlh (54) МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электрическим машинам.

В известных машинах постоянного тока, содержащих станину, главные полюсы, половинное число добавочных полюсов и вращающийся якорь, размещенный на валу, закрепленном в подшипниковых опорах, потоки добавочных полюсов замыкаются по якорю в поперечном направлении, проходя через соседние с добавочными главные полюсы, Для обеспечения такого прохождения потока добавочные полюсы магнитно соединяются со станиной.

Недостатками известных половиннополюсных систем добавочных полюсов являются высокое рассеяние потока, характеризуемое коэффициентом рассеяния о=2 —:2,5, и необходимость соответствующего увеличения сечений сердечников полюсов за пределы полюсного наконечника; низкая степень использования станины и ярма якоря, как следствие однонаправленного прохождения по ним потоков главных и добавочных полюсов и недопустимости насыщений магнитопровода для потока добавочных полюсов; значительное отставание при массивной станине изменений потока добавочных полюсов от изменений тока якоря, ухудшающее коммутацию при изменениях тока; необходимость компенсации половины н.с. якоря, существенно увеличивающая вес обмотки добавочных полюсов и потери в ней.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, позволяющее улучшить габаритно-весовые и энергетические показатели машины с половинным числом добавочных полюсов. Для достижения ее между торцом якоря и подшипниковой опорой установлен неподвижньш кольцевой магнитопровод, который соединен с сердечниками добавочных полюсов дополнительными магнито10 проводами, образуя отдельную магнитную сир;ему добавочных полюсов. Система изолируется магнитно от станины путем размещения между ней и станиной деталей из немагнитных материалов. Аналогичный эффект дости15 гdL ãñÿ и при деталях из маломагнитных материалов при большой их длине в направлении потока.

В качестве дополнительных магнитопроводов возможно использование центральной ча20 сти подшипникового щита, но в этом случае периферийная часть щита должна быть немагнитной и между щитом и станиной установлена немагнитная кольцевая вставка. При двух и более добавочных полюсах их обмотку це25 лесообразно выполнять в виде единой кольцевой катушки, размещенной на кольцевом магнитопроводе.

Вдоль нового контура потока добавочных полюсов н.с. якоря не действует, что позволя30 ет снизить в несколько раз размеры обмотки добавочных полюсов и потери в ней. Вследст AW

"%ф ;Р (еlца. 1

Составитель А. Трепутнева

Редактор В. Левятов Текред Т. Рыбалко Корректор Т. Добровольская

Заказ 995, 16 Изд. ¹ 1221 Тираж 882 1Тодписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, ир. Сапунова, 2 вие отсутствия противодействия двух н.с. исключается рассеяние добавочных полюсов, примерно, вдвое уменьшается сечение их сердечников, увеличиваются допустимые индукции под полюсами.

Последнее расширяет область применения машины.

На фиг. 1 показана верхняя половина машины предлагаемой конструкции, продольный разрез; на фиг. 2 — вид сбоку на машину с вынутым якорем.

Сердечники 1 добавочных полюсов закреплены на магнитопроводящей центральной части 2 подшипникового щита, выполняющей роль дополнительных магнитопроводов. Между станиной 3 и сердечниками 1 установлены немагнитные дистанционные прокладки 4. Немагнитны и периферийные участки 5 щита.

Кольцевой магнитопровод 6 изготовлен совместно с центральной частью 2 щита. Обмотка

7 добавочных полюсов выполнена в виде кольцевой катушки, размещенной на магнитопроводе под лобовой частью 8 якорной обмотки.

Путь потока добагочного полюса показан па фиг. 1 штриховой линией. Контур потока охватывается только обмоткой 7 и лобовой «астью 8, но н.с. последней равняется нулю.

В зубцовой зоне навстречу потоку добавочных полюсов проходит поток реакции якоря.

Данный поток приходится компенсировать, увеличив несколько поток дооавочного полюса, однако компенсирующая составляющая потока существенно меньше потока рассеяния в известных машинах в соответствии с чем мепьше и сечение магнитопровода. Оба потока и их регулирующий поток в зубцовой зоне изменяются пропорционально току якоря. Пропорциональность обеспечивается для потока добавочного полюса ненасыщенностью магнитопровода, для потока реакции якоря наличием большого воздушного зазора, сводящего к минимуму влияние насыщения станины.

Ухудшающее коммутацию отставание пото10 ка добавочных полюсов от тока якоря в предлагаемой машине меньше, чем в известных машинах с массивной станиной, так как меньше длина массивных участков и меньше их сечение, кроме того, отсутствует влияние вих15 ревых токов, вызванных изменениями главного потока.

Формула изобретения

Машина постоянного тока, содержащая ста20 нину, главные полюсы, половинное число добавочных полюсов, и вращающийся якорь, размещенный на валу, закрепленном в подшипниковых опорах, отличающаяся тем что, с целью улучшения габаритно-весовых и

25 энергетических показателей, между торцом якоря и подшипниковой опорой вокруг вала установлен неподвижный кольцевой магнитопровод, который соединен дополнительными магнитопроводами с сердечниками указанных

30 добавочных полюсов, образуя отдельную магнитную систему добавочных полюсов, магнитоизолированную от станины благодаря установке деталей из немагнитных материалов между пей и станиной.