Устройство для управления двухоб-моточным электродвигателем постоян-ного тока последовательного возбуж-дения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е п11 508884

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сок1э Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 07.07.71 (21) 1679027/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03,76. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 18,05.76 (51) М. Кл Н 02Р 5/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявптел1

Г. А. Орлов и А. А. Пакин

Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЪ|М

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

ПОСЛЕДОВАТЕЛЪНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Изобретение относится к устройствам для управления электродвигателями постоянного тока и может использоваться, в частности, в следящих системах небольшой и средней мощности.

Известно устройство для управления двухобмоточным сериесным электродвигателем, содержащее силовые и вспомогательные тиристоры, коммутирующие конденсаторы, в цепи перезаряда которых включены транзисторы.

Цель изобретения — расширение области применения устройства за счет создания возможности повышения напряжения источника питания, подключаемого к электродвигателю; повышение быстродействия устройства за счет увеличения напряжения коммутирующих конденсаторов при одновременном уменьшении их емкости; упрощение блока управления.

Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве параллельно каждому из указанных вспомогательных тиристоров подкл1очены выходные зажимы моста на диодах, входные зажимы которого присоединены к выходным зажимам самовозбуждающегося автогенератора с трансформаторной связью.

На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.

К зажимам 1 и 2 источника постоянного тока через силовые тиристоры 3 и 4 включены обмотки возбуждения 5 и 6 и обмотка якоря

7 электродвигателя. Каждая из цепей, состоящих из обмотки якоря и одной из обмоток возбуждения 5 и 6, шунтирована соответственно диодом 8 и 9. Ilapaëëåëüío каждому из силовых тпристоров 3 и 4 подключена соответственно последовательная цепь из коммутирующих конденсаторов 10 и 11 и вспомогательных тиристоров 12 и 13. Параллельно каждому из вспомогательных тиристоров 12 и 13 .под10 ключены соответственно однофазные мосты

14 и 15, соединенные с автогенератором 16, с его вторичными обмотками 17 и 18. Мост 14 подключен к обмотке 17, а мост 15 — к обмотке 18, Первичная обмотка автогенератора

15 подключена к зажимам 19 и 20 источника постоянного тока, которым, в частности, может быть стабилизатор напряжения, подключенный к зажимам 1 и 2, Цепи управления тиристорами 3, 4, 12 и 13 подключены к источнику управляющего сигнала 21 через блок управления 22.

Устройство работает следующим образом.

Независимо от характера управляющего сигнала, вырабатываемого источником 21, блок

25 управления 22вырабатываетуправляющие импульсы, поступающие на вспомогательные тиристоры 12 и 13. Если сигнал на выходе источника 21 отсутствует, то на выходе блока 22 отсутствуют управляющие импульсы, которые

3;1 должны поступать iHcl силовые тиристоры 3

508884 и 4. Прп появлении на выходе источника 21 управляющего сигнала определенного знака (плп фазы) блок управления 22 вырабатывает имнульсы, поступающие а один пз силовых тпристоров, причем в каждом интервале времени между соседними импульсами, поступающими на вспомогательные тиристоры, появляется только один импульс, поступающий на силовой тиристор. При появлении на выходе источника 21 управляющего сигнала противоположного знака (или противоположной фазы) блок управления 22 вырабатывает импульсы, поступающие на другой силовой тир истор.

11усть на силовой тиристор 3 приходит управляющий импульс, а коммутирующий конденсатор 10 заряжен с полярностью, указанной на чертеже. При этом вспомогательный тиристор 12 закрыт. Под действием управляющего импульса силовой тиристор 3 открывается, благодаря чему обмотка якоря 7 и обмотка возбужд ния 5 электродвигателя подключаются к зажимам 1 и 2. Конденсатор 10 перезаряжается по цепи; положительный полюс моста 14 — конденсатор 10 — тиристор

3 — отрицательный .полюс моста 14.

С приходом управляющего импульса на вспомогательный тиристор 12 последний открывается, и напряжение конденсатора 10 прикладывается к силовому тиристору 3, за- ад крывая его. Открытие тиристора 12 приводит к срыву колебаний автогенератора 1б, и в течение всего времени открытого состояния тиристора 12 автогенератор не вырабатывает напряжений. После закрытия силового ти ристора 3 напряжение источника оказывается приложенным к конденсатору 10 через вспомогательный тиристор 12. Конденсатор 10 заряжается по цепи: положительный полюс источника питания (1) — якорь 7 — обмотка 4о возбуждения 5 — конденсатор 10 — вспомогательный тиристор 12 — отрицательный полюс источника питания (2). 11осле того как конденсатор 10 зарядится, тиристор 12 закрывается, и автогенератор, самовозбуждаясь, вырабатывает напряжение в выходных обмотках

17 и 18. Устроиство возвращается в исходное состояние, в котором оно находилось в момент прихода управляющего импульса на силовой тиристор 3. 50

Аналогично работает второе плечо. С приходом управляющего импульса па силовой тпрнстор 4 последний открывается, обеспечивая псрезаряд кo»дснсатора 11 и вращение якоря, t)))tt 2TUJIB B, )())t ) o ) направлен)пь H!)II открытии вспомогательного тпрпстора 13 колеоапия автогенератора срываются, силовой тпрпстор 4 закрывается, и конденсатор 11 заряжается от источника до напряжения исходной полярности. После заряда конденсатора

1! тиристор 13 закрывается, и колебания автогенератора возобновляются.

Напряжение источника можно брать высоким, поскольку часть устроиства, содержащая транзисторы, гальванпчески развязана с этим источником. Область применения устройства расширяется.

Напряжение на выходах мостов 14 и 15 можно сделать высокими, благодаря чему можно уменьшить емкость конденсаторов 10 и 1! и, следовательно, уменьшить постоянные времени цепей заряда и перезаряда этих конденсаторов.

Включение и выключение автотенератора 1б происходит в зависимости от включения и выключения вспомогательных тиристоров. Использование автогенератора для перезаряда коммутирующих конденсаторов не приводит к усложнению блока управления, как это происходит, например, при включении транзисторов в цепи перезаряда.

Формула изобретения

Устройство для управления двухобмоточным электродвигателем постоянного тока,последовательного возбуждения, содержащее силовые и вспомогательные тиристоры, коммутирующие конденсаторы, блок управления тиристорами, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона рабочих напряжений электродвигателя, параллельно каждому из указанных вспомогательных тиристоров подключены выходные зажимы моста на диодах, входные зажимы которого присоединены к выходным зажимам самовозбуждающегося автогенератора с трансформаторной связью.

508884

Составитель Г. Гомола

Редактор Е. Караулова Текред T. Рыбалко Корректор А. йзесова

Заказ 1042, 13 Изд. ¹ 1225 Тираж 882 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4,5

Типография, пр. Сапунова, 2