Катализатор для риформинга бензоновых фракций нефти

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявпено 05,04.74 (21) 2012020/23-04

2 (51) М. Кл. с присоединением заявки № (23) Приоритет

И 01 У 2а 60

Гщдарстаанаый каиатат

@вата Иинющаа QN па далаи нааарнаач6 я а1х апкЙ (43) Опубликовано 25.02.78. Бюллетень И7 (53) УДК66.097.3 (овв.е) (45) Дата опубликования описания 16. 05. 18 (72) Авторы I Н. Маолянский Б. Б. Жарков, С, А. Вариан, изобРете А. П. Федоров и Е. А. Ш,уражва (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОР ДДЯ 1ИФО1МИНГА ЬЕНЗИНОВЫХ

ФРАКШ1Й НЕФТИ

Изобретение относится к области нефтехимического синтеза, а именно к катализаторам,для риформинга бензиновых фракций нефти.

Известен катализатор для риформинга бензиновых фракций нефти, содержащий платину, . иридий, кадмий на носителе — у-окиси алюминия.

Известен также катализатор для риформинга бензиновых фракций, содержащий платину,. палладий и элементы 111 группы Периодиче- 10 ской системы подгруппы скандня и IY группы

Периодической системы подгруппы циркония..

Ближайшим решением поставленной задачи является катализатор для риформинга бензиновых фракций нефти, состоящий из платины, палладия и галоида, нанесенных на -окись алюминия.

Однако известный катализатор имеет недостаточную активность и селективность.

Целью изобретения является увеличение активности и селективиости катализатора.

Это достигается тем, что и катализатор дополнительно вводят цинк и/или кадмий при следующем соотношении компонентов, вес. %: платина 0,30 — 0,35, иалладнй О,1 — 0,5, галанд

0,95 — 1,25, кадмий 0,1 — i,5 н/или цинк 0,05—

1,0,)" -окись алюминия -- остальное.

Приведенные ниже примеры иллюстрируют существо изобретения.

Пример I Катализатор готовят пропнткой гранул -окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную и соляную кислоты и хлористый иалладий. Количество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. % платины, 1,25 вес. % хлора и 0,1 вес. % палладия. К раствору добавляют 1,5 вес. % уксусной кислоты.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч, затем переносят в трубчатую печь и прокаливают прн

500 С в течение 5 ч в токе воздуха, который подают с объемной скоростью 1000 ч .

Прокаленный катализатор загружают в реактор пилотной установки риформинга, восстанавливают в токе циркулируюгцего водорода при постепенном нагреве до 500" С с последующей выдержкой при этой температуре в течение 2 ч.

Катализатор испытывают в процессе риформинга бензиновой фракции ромашкинской нефти, выкнпающей в пределах 85---l80"(..

Условия испытания: данлеиие 20 ат., температура 470 С, объемная скорость подачи сырья

0899

1,5 ч циркуляция водородсодержащсго газа

1500 нл/л сырья.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 90,0 вес. P/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 87 мол. /0.

Пример 2. Катализатор готовят пропиткой гранул у-окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную и соляную кислоты и хлористый палладий. Коли- 1о чество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. /p платины, 1,25 вес. /0 хлора и 0,5 вес. /p палладия. К раствору добавляют 1,5 вес. /0 уксусной кислоты. г

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере I.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 89,0 вес. o/0. Содер- 2о жание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 86 мол. /o.

Пример 3. Катализатор, содержащий 0,35 вес. "/0 платины, 0,1 вес. /0 палладия и

0 95 вес. / хлора готовят по методике, описан0

25 ной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч, Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором хлористого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,1 вес. P/o кадмия и 1,25 вес. 0/0 хлора.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают в процессе рифор1 35 минга по методике, описаннои в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 76,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92 вес. P/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 94 мол. 0/0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому . катализатору 0,1 вес. /p кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2,0 вес. 0/0 и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол. /p (см. пример 1).

Пример 4. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /0 платины, 0,1 вес. /o палладия и 0,95 вес. 0/0 хлора готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором хлористого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,5 вес. /p кадмия и !,25 вес. 0/p хлора.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают в процессе риформинга по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина сосео тавляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,5 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 95 мол. /0, Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,5 вес. /p.êàäìèÿ позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2,5 вес. /p н повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 7 мол. 0/0 (см, пример 1).

Пример 5. Катализатор готовят пропиткой гранул у -окиси алюминия водным раствором, содержащим платинохлористоводородную кислоту и хлористый палладий. Количество компонентов берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,35 вес. P/0 платины и

0,1 вес. 0/0 палладия. K раствору добавляют

i,5 вес. /o уксусной кислоты.

Затем к катализатору добавляют кадмий пропиткой водным раствором азотнокислого кадмия, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 1,5 вес. /p кадмия.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 1, Октановое число полученного бензина составляет 77,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,0 вес. /0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 85 мол. /0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,1 — 1,5 вес. /p кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 — 2,5 вес. /p и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 5 — 7 мол. %.

Пример 6. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /о платины я 0,1 вес. /p палладия на (-окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором азотнокислого цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 0,05 вес. 0/0 цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстаналивают и испытывают по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 77,0 по моторному методу при выходе стабильного риформата 91,5 вес. o/p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 93 мол. 0/0.

Таким образом, добавление к платинопалла диевому катализатору 0,1 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга на 1 5 вес. /0 и повысить содержание водо1 о рода в циркулирующем газе на 5 мол. /p (см. пример 1).

Пример 7. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /, платины и 0,1 вес. /p палладия на

-окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

508991

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до 130 С и выдержке при этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором 330THGKHc |0 0 цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал

0,3 вес. /p цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают но методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 78 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92,5 вес. p/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 94 мол. 0/p.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатогу 0,3 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформингана 2,5 вес. /pи,повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол 0/0 (см. пример 1) .

Пример 8. Катализатор, содержащий.0,35

20 вес. /p платины и 0,1 вес. P/p палладия на

) -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1.

Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до (30 С и выдержке при 25 этой температуре в течение 3 ч.

Затем к катализатору добавляют цинк пропиткой водным раствором азотнокнслого цинка, количество которого берут с таким расчетом, чтобы катализатор содержал 1, 0 вес. /0 цинка.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 1.

Октановое число полученного бензина составляет 77 по моторному методу при выходе стабильного риформата 92 вес. /p. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 92 мол. /0.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому катализатору 0,1 — !,0 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 — 2,5 вес. /0 и повысить содержание 4в водорода в циркулирующем газе на

4 — 6 мол. /0, что свидетельствует о значи; тельном увеличении селективности катализатора.

Пример 9, Катализатор, содержащий 0,35 вес. 0/0 платины, 125 вес. 0/p хлора и 01 вес. 0/0 палладия íà g -окиси алюминия; готовят по методике, описанной в примере l.

Катализатор сушат при постепенном нагреве до 130 С с последующей выдержкой при этой температуре в течение 3 ч, затем переносят в трубчатую печь н прокаливают при

500 С в течение 5 ч в токе воздуха, который подают с объемной скоростью 1000 ч, flpoкаленный катализатор загружают в !реактор пилотной установки риформинга, восстанавливают в токе циркулирующего водорода при постепенном нагреве до 500 С с последующей выдержкой при этой температуре s течение 2 ч.

Катализатор испытывают в жестких условиях процесса риформинга бензиновой фракции ромашкинской нефти, выкнгаюций в н с:ка т ° ° ( лах 85--!80 С, давление 20 атм, т мIIcðilòóðа

510 С, обьемная корость подачи сырья 1,5 ч циркуляция водородсодержащего газа 100 нл л циркуляция водородсодержа щего газа

1000 нл/л сырья.

Октановое число полученного бензина составляет 88,4 по моторному методу при выходе стабильного катализата 76.7 вес. "/0.

Содержание водорода в циркулирующем газе составляет 70 мол. %.

Пример 10. Катализатор, содержащий 0,35 вес. P/p платины, 1,25 вес. "/p хлора, 0,1 вес. /0 палладия, а также 0 5 вес. 0/0 кадмия на -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 4.

Катализатор сушат, прокаливают, восстаналивают и испытывают по методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 88,5 по моторному методу при выходе стабильного риформата 78„7 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 74 мол. 0/„.

Таким образом, добавление к платинопалладиевому-катализатору кадмия позволяет увеличить выход бензина риформинга на 2 вес. 0/0 и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 4 мол. /0 в жестких условиях процесса (см. пример 10) Пример 11. Катализатор, содержащий 0,35 вес. 0/pплатины,,1 25 вес. "/0 хлора, О,! вес. % палладин, а также 0,3 вес. /0 цинка на у -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 7.

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и испытывают по методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 89 по моторному методу при выходе стабильного риформата 79,8 вес. 0/0. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 78 мол. %.

Таким образом, добавление.к платинопалладиевому катализатору 0,3 вес. /p цинка позволяет увеличить выход бензина риформинга

45 иа 3 вес, 0/р и повысить содержание водорода в циркулирующем газе иа 8 мол. /p в жестких условиях процесса (см. пример 10).

Пример 12. Катализатор, содержащий 0,35 вес. /0 платины и О,l. вес. /0 палладия иа

) -окиси алюминия, готовят по методике, описанной в примере 1. Катализатор сушат в сушильном шкафу при постепенном нагреве до

l 30 C и выдержке и р и этой тем не р ату ре в течение 3 ч, 55

Затем к катализатору добавляют кадмий и цинк пропиткой водным раствором, содержащим азотнокислый кадмий н азотнокислый цинк. Указанные соли берут в таком количестве, чтобы содержание кадмия в катализаторе

60 составляло 0,2 вес. /p, и цн яка — о, 5 Вс. ñ. /д.

508991

Редактор Т. Яковлева

Заказ 648/3

0НИИПИ Государственного коннтета Совета Мнннстрон СССР по делам изобретений н открытий

I 13035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5

Филиал 11(111 «Г1атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Катализатор сушат, прокаливают, восстанавливают и исп1ггываку1 I10 методике, описанной в примере 10.

Октановое число полученного бензина составляет 88,8 по моторному методу при выходе стабильного риформата 79;2 вес. 0/о. Содержание водорода в циркулирующем газе риформинга составляет 76 мол. %.

Таким образом, введение в платинопалладиевый катализатор совместной добавки кадмия и цинка позволяет увеличить выход высокооктанового бензина риформинга на 2,5 вес. /о и повысить содержание водорода в циркулирующем газе на 6 мол. /0 в жестких условиях процесса (см. пример 10).

Формула изеубретения

1(атализатдр для риформинга бензиновых фракций нефти, состоящий из платины, палладия и галоида, нанесенных на -окись алюминия, отличающийся тем, что, с целью увеличения активности и селективности катализатора, он содержит дополнительно цинк и/или кадмий при следующем соотношении компонентов, вес. %. щ Платина 0,80 — 0,35

Палл адий 0,1- — 0,5

Галоид 0,95 — 1,25

Кадмий и/или 0,1 -1,5

Цинк 0,05 — 1,0 -окись алюминия Остальное

Составитель М. Грачев

Техред О. Луговая Корректор А. Грнненко

Тираж Подписное