Обучающая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») 509151
ИЗОБРЕТЕНИЯ Ф+ ь (Gi) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.03.72 (21) 17592 5/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.10,76.Бюллетень № .З7 (45) Дата опубликования описания 21.02.77 (51) М. Кл.
G 09 3 7/00
Государстееииый комитет
Савета Миииетрав СССР пе делай иЗОбРетений к 0TKpblTNH (53) УДК 681.З,371..69 (088.8) 172 Автот)ы
B. 1-1. Ба,-:а)) ов, B. Т. Гавпч, 1. М. Гчыздэв, B. С. Дятлов, . З. 11, Брмакэв, ВЭ, 1-!. Кушелев и М. Н. Сосенко
Московский ордена Ленина энергетический институт
;11 Dc,явитель (54) ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА
Изобретен1ле относится к технически.",1 с))еде.. 1)ам OLуч =;нl)я и . !0)1ч-. ; врыть использованс -.ля обучения и контроля зна);1й учаШ11ХСЯ.
1 1звестны обучаюшио машины, содержащие 5 управляемы,"; диапроекто, проектируюший учебку:о информацию на экран, схе лу управ-ения диапроектором, работаюшую по сигна:ам, поступаюшим через дешифоатор с gogговременного запоминаюшего устройства 1О (ДЗУ) либо с оперативного запоминаюшего устройства (ОЗУ), управляомь.м B свою очередь от клавиатуры ввода ответов, Эти машины оаботают следуюшпм образом. 15
Г!ри вводе того или иного ответа учаший=я сообшает машине код, который запоминается в ОЗУ машины. Пройдя через дешифратор, который, кроме того, управляет ДЗУ, п11)едставля101цим co60H KoHTGKTHo-gNogHQIQ ..;а г )ицу. этот код преврашается в адрес следу10шегэ кадр)а учеон0й прогр)а!,1v1ы, KDTop=n; .-юступает на схему упра пения двигателем диапроектора. После его двигатель включается и, отрабатывая заданнь1й адрес предоставляет учащемуся соответствуюшую учебную инфоомацию. Недостатком такой машины является необходимость вручную менять фишки контактно-диодной матрицы (ДЗУ) при смене программы. Кроме того, вероятность расшифровки машины остается достаточно большой (особенно при редкой смене фишек ЙЗУ ), т.к, адрес следующего кадра задается в основном нажатием кнопок вводного устройства, При этом сужаются аозможности машины, т.к. она становится .:..алопр)лгоднэй для использования ее в IGsecTBc контро;1ируюшей машины.
Более удобной B эксплуатации обучающая
MGUlIIHG CTGHOBHTCR при выполнении ДЗУ B виде ко) ов, нанесенных на пленке. Однако нумерац1ля всех кадров пленки, как это имеет место B информационных машинах с памятью на кинопленке, потребовала бы использовать под коды значительную часть плошади кадра. Кроме того, B обучаюшей машине HIOT00>oBG. locB бы 11меть g0cTGToчнО слэж11эе считыва ошее устройство и устройство сравнения введенного кода и кода, считанного с пленки.
3 509
Целью изобретения является упрощение конструкции обучающей машины.
Это достигается тем, что выходы фотоэлектрических преобразователей кода сигнала управления подключены к коммутатору и блокам ввода команд и ввода ответов, вы ход фотоэлектрического преобразователя кода сигнала реверса соединен с блоком управления диапроектором, выходы фотоэлектРических преобразователей кода номера кадра и кода маркера подключены к коммутатору
На фиг, 1 показано расположение учебной информации и кодовых пятен на кадре кинопленки; на фиг. 2 — блок-схема обучающей машины.
Опыт работы с обучающими машинами показал, что переход от одного блока учебных кадров к другому возможен после строго определенных кадров. Поэтому возможна не сквозная нумерация кадров, а нумерациятолько внутри блока. При этом резко уменьшается необходимое количество кодовых пятен на пленке, а также значительно упрощаются соответствующие схемы машины. Кроме того, изучение учебного материала начинается не с любого, а со строго определенных кадров
Программы, количество которых внутри учебного блока исчисляется единицами. Эти особенности учебной программы приводят к тому, что наиболее экономичным становится следующий способ организации долговременной памяти обучающей машины. На кадрах с учебной информацией (см. фиг. 1) кроме непосредственно учебной информации 1 наносится код номера кадра вчутри блока 2, а также код маркера 3, указывающий является ли данный кадр начальным в данном блоке, промежуточным либо начальным на участке со вспомогательным учебным материалом.
Кроме того, наносится кодовое пятно реверса 4, указывающее направление движения по учебной программе с данного кадра, а также кодовое пятно коммутации 5, указывающее осуществлять ли поиск следующего кадра по коду номера кадра, введенного с помощью клавиатуры ввода ответов, либо по коду маркера, При данном способе кодирования оказывается возможным поиск любого кадра внутри блока по адресу, задаваемому с помощью кнопок ввода ответов, а также переход с любого кадра на начальный кадр следующего учебного блока либо на начальный кадр со вспомогательной информацией.
Количество кодовых пятен (и соответствующих элементов схемы машины) остается постоянным при любой длине учебной програ -мы.
С учетом указанного способа выполнения долговременного запоминающего устройства предлагаемая обучающая машина содержит
151 (cM. фиг. 2) диапроектор 6, который проектирует учебную информацию на экран 7, а
d !
Ф
36
00 также на фотоэлектрический преобразователь 8 кода управления, фотоэлектрический преобразователь 9 кода реверса, фотоэлектрический преобразователь 10 кода номера кадра и фотоэлектрический преобразователь
1 1 кода маркера.
Обучающая машина содержит также блок 12 ввода ответов, коммутатор 13, схему 14 сравнения и блок 15 управления диапроектором, блок 16 ввода команд иузел 17 фотоэлектрических преобразователей, содержащий преобразователи 8 - 1 1.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Учебная информация проектируется с помощью диапроектора 6 с фотоносителя на экран 7. Одновременно коды управления, реверса, номера кадра и маркера проектируются на соответствующие фотоэлектрические преобразователи 8-1 1.
Учащийся вводит ответ в обучающую машину с помощью блока 12 ответов. Этот ответ воспринимается машиной в случае поступления соответствующего сигнала с фотоэлектрического преобразователя 8 кода управления. При этом блоком 12 ввода ответов вырабатывается сигнал, по которому блок 15 управления запускает двигательдиапроектора 6. Одновременно с блока 12 ввсда ответов на схему 14 сравнения подается
% сигнал, соответствующий коду номера ввеценного ответа. Поиск кадра учебной информации, соответствующего кода введенного ответа происходит следующим образом.
При наличии сигнала с фотоэлектрического преобразователя 8 кода управления коммутатор 13 передает сигнал кода номера кадра, находящегося в данный момент в кадровом окне диапроектора 6, через блок фотоэлектрических преобразователей 10 кода номера кадра на схему 14 сравнения. При вводе любого ответа запускается двигатель диапроектора 6, происходит покадровая перемотка пленки, которая прекращается, когда происходит совпадение сигналов, с блока фотоэлектрических преобразователей 10 кода номера кадра и блока 12 ввода ответов, и схема 14 сравнения вырабатывает сигнал остановки. При коде управления, соответствующего поиску очередного кадра с учебной информацией по маркеру, коммутатор 13 отключает блок фотоэлектрических преобразователей 10 и остановка двигателя диапроектора произойдет в случае наличия соответствующего сигнала по цепи: блок фотоэлектрических преобразователей 11 кода маркера, коммутатор 13, схема 14 сравнения, блок 15 управления диапроектором. При этом сигнал маркера может сравниться с
509151 кодом введенного ответа и остановка произойдет при соответствующем значении это?о сигнала. Направление поиска определяется сигналом, поступающим с блока фотоэленрических преобразователей 9 кода реверса на блок 1 5 управления диапроектором, б
Запуск двигателя диапроектора может осуществляться по сигналу с блока 16 ввода команд в случае наличия соответствующе- IO го сигнала с блока фотоэлектрических преоб разователей 8 кода управления на блок 16 ввода команд и блок 15 управления диапроектором.
I5
С целью уменьшения количества необходимых кодовых пятен на фотоносителе коды управления и реверса могут быть совмещены и фотоэлектрические преобразователи кодов управления и реверса могут быть соединены с коммутатором, блоками ввода оценки и команд, а также с блоком управления диапроектором через дешифратор.
Формула изобретения
Обучающая машина, содержащая блок ввода ответов учащегося, выходы которого соединены с блоком управления диапроектором с одним из входов схемы сравнения, второй вход которой подключен к коммутатору, .а выход — к блоку управления диапроектором, подключенному к блоку ввода команд и диапроектору, экран, расположенный на одной оптической оси с диапроектором, и фотоэлектрические преобразователи кода сигналов управления и реверса, кода номера кадра и кода маркера, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью упрощения конструкции машины, выход фотоэлектрического преобразователя кода сигнала управления подключен к коммутатору и блокам ввода команд и ввода ответов, выход фотоэлектрического преобразователя кода сигнала реверса соединен с блоком управления диапроектором, выходы фотоэлектрических преобразоватетепей кода номера кадра и кода маркераподключены к коммутатору.
Coc i ави eä B. I оннаров
Текред ц дндряяук Корректор г!, Боги скан
Ре„.;ак-,о.э . Лковлева
J иоа;к 0 t 3
Филиал ППП "Патент", г. ;:" кгород, ул. !!роектная, 4
Г!ЯИИПИ Государственного комитета до делам изобретений и
1 1 30", =-. москва, W,35, Подлисное
Совета Министосв С,=-. открытий
PG" "лска.я наб.. j. -= / 5