Способ получения бариевой алкилфе-нольной присадки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскин
Соцмалмстммеск тк
Республик (11) 509635 (61) Зависимое от авт. сзид-ва (22) Заявлено 05>.05.74 (21) 2021146/23-4 г (51) М. Кл. С 10 3 1/18 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам нзооретеннй н открытий (23) 11ркоритет (43) Опубликовано05,04.76, Бюллетень №1 3 (53) УДК 665,521.5 (088.8) (45! Дата оцубликоваиия описании 11-08.76 (72) Автсры изобретения В. Ы. Чупин Б, Г. Бедрик, Д, Ф, Варфоломеев, М, М, Куковицкий, Я. И, Нельке бауьl,. ° А. Иванова Н„М, Таймолкин и Р, Н. Хайруллии (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПО)1У>>ЕНИ БАРИЕВОЙ АЛКИ1ФЕНОЛЬНОЙ ПРИСАДКИ
1
Изобретение относится к неф-ехимическо-. му производству алкилфенольных приса ок K дизельному топливу с целью снижения дымности отрабатываюшнх газов и может быть
t ,использовано при производстве других авале- r, гичных алкилфенольных присадок.
Известен способ получения высокозольной бариевой алкилфенольной присадки БФК-30 путе омыления алкилфенола избыточным количеством гидрата окиси бария а присут 1С> ствии двуокиси углерода и промотора (уксу:ной кислоты, фенола, метилового спирта и
1 т. п,), В полученной по такому способу присадке содержание . окиси бария значительно 15 превышает расчетное по стехиометрическому уравйееяию.; Получение этой присадки к дизельным топливам с целью снижения ,дымности отрабатывающих газов двигателей ограничено из-за ее недостаточной эффектив- gQ ности, сравнительно большого расхода (не менее 1%) и низкой стабильности в.растворе дизельного топлива, При длительном хранении дизельного топ;лива с этой присадкой наблюдается выпаде= N ние ее из раствора, Таким образом, одно-! родныч раствор разлагается, Кроме того, такая приса,пка характе ризуется значительной зольностък>, которы является причиной повышенных отложений на, деталях цилиндропоршневсй группы двига- телей, С целью увеличения стабильности присадки и повышения ее растворимости в топливе по предлагаемому способу продукт омыления разбавляют дизельным топливом, полученную смесь подвергают термсобработке при
150 С в течение 6 час с последующим удавлением избытка гидрата окиси бария и дополнительным добавдением 1-2% алкилфенола при продувке инертным газом при 170оС в течение 2 час.
В заключительной стадии присадку повторно фильтруют или центрифугируют.
Такой способ обеспечивает получение при садки, стабильной при длительном хранении
t>e или в композиции с дизельным топливом
Перед добавлением присадки дизельное топливо должно быть обезвожено во избежание выпадания гидратов. Полученная присадка
Пример, Смесь 175 r, моноалкил - 10 фенола, jL85 г гидратв окиси барин и
350 г дизельного топлива Л нарревают
Таблица 1,: ЗЬзельное топливо Л
Отсутст 0,5 вуют, Дуэльное топливо Д с
05% присадки ЙФК- 0
То,.же
Через пять дней на дне посуды присядка выделяется в вчде темного нерастворимого осадка
",,Иизельное топливо Л с
0,5% стабильной алкил фенольеой присадки
1 °
0,4 ки полноты сгорания применяют хромято"; граф ХЛ-Э лозволяюший определять коли. чественное содержание водорода, окиси
49 углерода и метана в отрвботавыйх газах, фотоэлектрический дымомер для определе ния относительной дымности и у .тройство для определения количества сажестых про-, дуктов в отработавших газах, 45 Испытания проводят при постоянных
1 ,: оборотах (1100 об/мин), угле и давлении впрыскв топлива в камеру сгорания дизеля, Результаты испытаний полноты сгорания дизельного топлива Л с присядками приве 6О дены в табл, 2, в композиции с дизельным топливом проявляет не только стабильность, но и обеспе1. чивает однородность раствора и более высо- кую эффективность по снижению дымности отработавших газов двигателя.по сравнению с исходным дизельным топливом или с другими присадками, например с высокозольной, присадкой ВФКЗО.
Результаты показывают, что присядка, полученная по предлагаемому способу, в отличие от известной присадки БФК-30 практически не выделяется из раствора с дизельным топливом, Эффективность полученной присадки по снижению дымности отработавших газов ( проверяют на дизеле с вихрекамерным смесеобразованием, Дизель оборудован приборами и аппаратурой для регистрации процессов воспламенения и горения и пол ноть1 сгорании, Эффективность присадки оценивают по полноте сгорания, Для оденпри перемешивании ь течение 6 час при
150 С, после чего реакционную массу фильтруют, повторно нягревяк т фильтрят о, 2 час при 170 С и при продувке инертным гвзом дополнительно вводят 2% ялкилфенола. Затем повторно фильтруют, Зольность полученной присядки 19,1%, содержание бария в присядке 13,3% (по расчету 12, Ю
Результаты проведенных испытаний стабильности и эффективности приведены в табл. 1, 6
Таблип а 2
Относительная дймность, %
Содержание! Присадка к ди-! зельному топ- Мошность, ,ливу Л л, с, свои=и угл метана;, рода, % % сажи, водорода, мл/л %
0iO6
0,085
0,65
11,5
5,0
0,010
О, 030
0,100
0 200 г
28,0
6,0
48,0
0,080
0,01О
0,050
0,095
0,150
0,6
2,4
3,О БФК-ЗО (0,5%) О,oe5
0,300
0,01
26,0
0L02! ,Полученная по ! ,цредлагае1;!о1 J посбу
0,25 0,037
О, 030
0,70
0,090
О,130
0,18
0,073
0,081
4,0
0,75
Составитель Н. Богданова
Реда кто р ЗХоРбУнова Те„ред Е.ПодУРУшина Koрректор Л.БРакннна аказ 59Ь 2 Иад. И pe Тираж ЯУ Подписиое
Ш!ИИПИ Государствеыиого комитета Совета Министров СССР ио делич изобретений и открытий
Москва, 113035, Раушская ыаб., 4
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Анализ полученных данных показывает, что полнота сгорания дизельного топлива
Л с полученной по предлагаемому способу присадкой повьппает полноту сгорания топлива без присадки и топлива с 0,5% известной присадси БФК-30, Формула изобретения
Способ получения бариевой, атжилфенольной при дки пут м омыленин алкилф нола, 4О
9,075
О, 085
0,200
0,400 гидратом окиси бария, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с .цел ю увеличения, свабильности присадки и повышения ее растворимости в топливе, продукт омыл шим удалением избытка гидрата окиси ба рия и дополнительным добавлением 1-296 алкилфенола при продувке инертнь|м газом при.. 1 70 С в течение 2 час,