Предохранительная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рест1ублик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 509737 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 18.10.74 (21) 2068191/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.04.76.Бюллетень № 13 (4б) Дата опубликования описания12.05.77 (51) М. Кл."F 1 6 ?) 7/02
Государственный комитет
Савета Министров СССР па делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825..5 (088.8) (72) Автор изобретения
В. P. Карамышев
Воронежский сельскохозяйственный институт им. К. li. Глинки (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты машин от перегрузок.
Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, поджимаемую при помощи подпружиненного нажимного диска к фланцу ведомой втулки, помещенному между их торцами и взаимодействующему с ними с помощью фрикционных элементов, закрепленных на его торцовых поверхностях и выполненных в виде концентрично установленных колец.
Однако при использовании такой муфты при пробуксовке не устраняется полностью неравномерный клинообразный износ фрикционных элементов из-за разных скоростей скольжения на наибольшем и наименьшем радиусах фланца, что приводит к неравномерному нагреву на этих поверхностях.
С целью обеспечения равномерного износа фрикционных элементов, снижения динамических нагрузок и придания ей упругих и компенсирующих свойств в предлагаемой муфте фланец ведомой втулки выполнен из упругого материала, например резины, а его торцовые поверхности скошены к периферии. При необходимости фланец может быть выполнен из теплостойкой резины и присоединен к втулке путем вулканизации. Для обеспечения надежного соединения фланца и втулки сопрягаемая с фланцем поверхность последней имеет в продольном сечении чередующиеся выступы и впадины.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — схема контактирования трущихся поверхностей до и после прижатия дисков.
15 Фрикционная предохранительная муфта содержит ведущую полумуфту 1, ведомую полумуфту, выполненную из втулки 2 и присоединенного к ней путем вулканизации фланца 3 со скошенными торцовыми поверх20 ностями 4 из теплостойкой резины, к которому приклеены фрикционные элементы
5 в виде секторов: нажимной диск 6, пружины 7, болты 8 и регулировочные гайки 9.
На поверхности ведомой втулки 2, со25 прягаемой с фланцем 3, в продольном се509737 чении выполнены чередующиеся выступы
10 и впадины 11.
При номинальной нагрузке крутящий момент от ведущей полумуфты 1 к ведомой втулке 2 передается через фрикционные эле5 менты 5, резиновый фланец 3, и муфта работает как упругая. В случае перегрузки в результате взаимного смещения прижатых одна к другой фрикционных поверхностей произойдет срабатывание муфты с последую-1О щей пробуксовкой.
Выполнение резинового фланца со скошенными к периферии торцовыми поверхностями способствует за счет его деформации
15 при создании нажимного усилия постепенному увеличению давления на поверхностях трения от наибольшего к наименьшему радиусу. В этом случае при пробуксовке муфты износ фрикционных элементов будет рав- 2О номерный, обеспечивается более полный контакт поверхностей трения, так как фрикционные элементы представляют отдельные сектора, приклеенные к резиновому фланцу.
Все это способствует полной и надежной передаче рабочей нагрузки, а также повышению защитных свойств муфты.
Повышается долговечность муфты вследствие выполнения фланца из теплостойкой резины. Благодаря чередующимся впадинам и выступам на поверхности втулки, сопрягаемой с фланцем, обеспечивается надежность соединения ее с резиновым фланцем, позволяюшим муфте работать как упругой и компенсировать некоторые смешения соединяемых валов, а при перегрузке способствует снижению динамических нагрузок, так как жесткость системы в этом случае значительно уменьшается.
Формула изобретения
1. Предохранительная фрикционная муфта, с одержашая ведущую п олумуфту, п оджимаемую при помощи подпружиненного нажимного диска к фланцу ведомой втулки, помещенному между их торцами и взаимодействующему с ними с помощью фрикционных элементов, закрепленных на его торцовых поверхностях, отличаюша я с я тем, что, с целью обеспечения равномерного износа фрикционных элементов, снижения динамических нагрузок и придания ей упругих и компенсирующих свойств, фланец ведомой втулки выполнен из упругого материала, например резины, а его торцовые поверхности скошены к периферии.
2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что фланец выполнен из теплостойкой резины и присоединен к втулке путем вулканизации.
3. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что с целью надежного соединения фланца и втулки, сопрягаемая с фланцем поверхность последней имеет в продольном сечении чередующиеся выступы и впадины, 509737
Фиг.2
Составитель О. Логвинова
Редактор Л. Гончарова Техред А. Демьянова Корректор С. Болдижар
Заказ 579/2 Тираж 1159 Подписное
ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
Ф по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4