Пазовый клин обмотки статораэлектрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 ° !

О П И С А Н И Е <»> 509947

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТИДЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Pecnyблик (6)) Зависил..ое ст авт. свидетельства(22) Заявлено16.02.73 (21) 1883178/24-7 (5j) М. KJt.

Н 02КЗ/48

Н 02K9/00 с присоединением заявки №

{ 32) Приоритет (43) Опубликоваио05,04.76. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 16.08.76

Гоцдаротвеииый комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий

{53) УДК

621.3.017.72 {088.8) (72) Авторы

ИЗОбрЕтЕНИя В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, Л. А. 0угинов, Л. К. Минкин и Г. В. Рост»к (71) Заявитель Центральное конструкторское бюро Главэнергорелт опта (5 4) ПАЗОВЫЙ КЛИН ОБМОТКИ CTATOPA.. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ного зазора между cTGTDpoM и ротором, но больше величины монтажного зазор» между статором и бандажныл и. кольцалли рот»рл, Применение таких клиньев позволяет поднять эффективность охлаждения машины до оптимального значения.

На фиг. 1 показан предлагаемый пазовый клин, на фиг. 2-4 приведены ко»структивные варианты пазовых клиньев.

Основная часть 1 клина, выполненная и» жесткого материала, снабжена продольной прорезью 2. Эластичный выступ 3 устаног лен в прорези и закреплен в ней распорным элеме н том 4.

Величина зазора 5 между выступолт клина и бочкой ротора определяется вентиляционным расчетом и может быть выполнена сколь угодно малой.

При вводе ротора внутрь расточки статг ра и выводе его наружу бандажные кольца ротора, имеюшие наружный диаметр больше диаметра бочки ротора, деформируют эластичные выступы клиньев, увеличивая тем самым зазор 5 ооо необходимой величины.

После окончания указанной операции элаИзвестны пазовые клинья обмоток статоров крупных электрических машин, например турбогенераторов, снабженные выступами, выходяшими в область воздушного зазора между статором и ротором с бандажными кольцами, и направляющими поток охлаждающего газа и вентиляционные каналы, Эффективность охлаждения повышается при уменьшении зазора между выступами клиньев и наружной поверхностью ротора. 10

Недостаток клиньев известной конструкции, выполняемых однородными иэ жесткойо материала, состоит в тол, что укаэанный зазор должен быть достаточно большим для обеспечения возможности сборки и разборки у машины, в которой диаметр бандажных колен ротора больше диаметра. бочки ротора, Это суше. твенно снижает эффект от применения клиньев с выступами, Предлагаемый пазовый клин отличается 20 от известных тем, что указанный выступ выполнен иэ эластичного материала, например из резины, и сочленен с основной частью клина, причем величина выступа и радиальном направлении меньше величины воздуш И

509947 стичные выступы воссганавливают заданную конфигурацию и первоначальную ьеличину зазоре.

Для облегчения условий деформации эластичных выступов при вводе ротора в ствтор эти выступы могут быть установлены под углом к продольной оси основной части клина, как это показано на фиг, 2.

Формула изобретения

Пазовый клин обмотки статора электрической машины, например турбогенератора, снабженный выступом, выходящим в область воздушного зазора, между статором и ротором с бандажными кольцами и направляющим поток охлаждающего газа в вентиляцион-. ныеквналы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения без усложнения технологии сборки машин, укаэанный выступ выполнен иэ эластичного материала, найрймер из резины, и сочленен с основной частью клина, 10 причем величина выступа в радиальном направлении меньше величины воздушного эа зора между статором и ротором, но больше величины монтажного зазора между статором и бандажными кольцами ротора.

Составитель В Науменко ) екред E.Ïoäóðóøèíà Корректор М.Лейзерман

Редактор ф„„ )„-П,>ац

333vkh3 6 wC

Тираж 882 Подписное

Филиал ППН "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Il) ll ) ) i ) lll Государственного комитета Совета Министров СССР

110 делам изобр TcHHH и открытий

Москва, 1)3035, Раугнская наб., 4