Реверсивный тиристорный электро-привод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистическиа
Республик („) 5099> fj
К АВТОааСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. c«II.,- «y
2 (51 1 1т (22) Заявлено 12..г)".7л (21) 1йЬi - -1 -т-7 с присоединением заявки «««Ъ (23) Г!риоритет (43) ОттубЛИКОВаНО 05.И-1.7«.i.1 ю.lлЕ I ЕНЬ ¹ 1 3 (45) Дата опубликования описания 1. т.т»;. 7«
Государстаенный аоьитет
Соаата Миннстроа E1:1:P оо делам нзооретеннй н отнро«тнй (53) УДК 62) ., 3 l:.1.2 (IIHH.&) «« /") Авторы изобретения
С. В. Демидов, Ь. Ь. 11о»т»тшук и 10. А. Харитоне»«ко
;; i) Заявите (. 1) 1- c:.âL1.ñèâíûé 1и111с 1о1- 11ый злак п-оп>-11вод
ПО(КИ1Ц1г.тО 1 >1 А
11редлагаемый электропривод относится к области станкостроения и может использоваться, например, в приводе подачи станка, а также в системах автоматического регулирования, применяемых в самых раз. личных областях промышгтенности, Известны реверсивные тиристорные электт»оприводы с раздельным управлением венгильными группами тиристорного преобразователя, в которых блокировка на включение 1р вентильных групп производится на входе
Ъ системы фазового управления (СФУ) в функции тока, протекающего в преобразователе.
Зашита от опрокидывания преобразователя в инверторном режиме осушествляется в 1 них с помошг.ю специального сигнала, вырабатываемого в логических устройствах в функции тока преобразователя и подаваемого на вход СФУ.
В техническом отношении системы управления этих электроприводов не обеспечивают зашиту от ложных срабатываний при появлении помех внутри СФУ, на его промежуточных и конечных каскадах. Ко»структивно логическое устройство системы управления такого электроцривода оказывается гроктоздк»гм и слож»ым иэ-за наличия в»ем датчиков тока и усилителей к ним.
Цель изобретения - упростить схему реверсивного тиристорного электропривода с раздельной системой управления венти:«ьными группами преобразователя и повысить
его помехозашишен»ость. (. óIIøDñòI изобретения заключается в том, что элемент "запрета, осугцествля юший блокировку на включение, вводится в схекгу
СФУ обеих вентильных групп преобразователя. При этом сигнал "запрета" работы одной вентильной группы подается в элемент "запрета" СФУ этой группы тогда, когда есть импульсы управления в другой группе, а сигнал защиты «от опрокидыг«анин преобразователя B инверторном режиме IIoдается на первый каскад усилителя имиул», — . сов СФУ в виде импульсов фиксирог»а»«»;отт фазы.
Структурная схема «трецлага«- х«ого р. » сив»ого тир»стор»ого лектропр «по .: и; «и†ставлена т!а чар ГРже, 509966
Якорная цепь исполнительного двигателя постоянного тока 1 соединена с выходом тиристорного преобразователя, состоящего . из двух вентильных групп 2 и 3. С валом электродвигателя 1 механически связан вал тахогенератора 4, якорная цепь которого соединена с одним из входов суммирующего усилителя 5. Другой вход этого усилителя соединен с источником задающего напряжения. Выходы усилителя 5 соединенгя со входами СФУ 6 и 7, в свою очередь, соединенными с управляющими электродами тиристоров соответствующих групп 2 и 3.
Каждая СФУ 6 (7) состоит из последовательно включенных генератора пилообразного напряжения 8(9), формирователя импульсов 10 (11) элемента запрета" 12 (13) и усилителя импульсов, состоящего из двух каскадов 14 (15) и 16 (17), причем в качестве первого каскада 14 (15) использована логическая схема "ИЛИ -И", а второй каскад 1 6 (1 7) — это усилитель мощности, Выход формирователя импульсов 10 (1 1) соединен со входом логического устройства 18 (19). Каждое логическое устройство 18(19) состоит иэ последовательно соединенных преобразователя импульсов в постоянное напряжение 20 (21) и двух схем односторонней задержки времени 22 (23) и 24 (25). При этом выход первой схемы задержки 22 (23) соединен со входом "И" первого каскада усилителя импульсов 14 (15), а выход второй схемы задержки 24 (25 ) — с запрещающим
35 входом элемента запрета" 1 3 (12) . Кроме того, один из входов ИЛИ" первого каскада усилителя импульсов 14 (15) соединен с одним из выходов генератора
49 пилообразного напряжения 9 (8) .
Электропрквод работает следующим образом. Направление вращения вала электродвигателя 1 и, следовательно, выбор работающей венткльной группы 2 илк 3, а также СФУ 6 кли 7 осуществляется в соответствии с полярностью сигнала рассогласования Ц на входе усилителя 5 и в зад зависимости от сочетания логических сигналов, поступакших в СФУ кз логических 50 устройств 8 к 9. Если при пуске электродвигателя знак задающего напряжения таков что должна включиться вентильная группа 2, то сигнал с выхода усилителя 5 поступает на СФУ 6 „ Здесь этот сигнал 55 сравнивается на входе формирователя импульсов 10 с пилообразным напряжением, поступающим с выхода генератора 8. Поi:.êâïüêó в это время СФУ 7 не работает, то сигнал запрета" из логического уст- 60 ройства 19 в элемент 12 не поступает, и выходные импульсы х формирователя 10 беспрепятственно проходят на вход первого каскада усилителя импульсов 14. Одновре» менно импульсы х поступают в логиче— — — — 1 ское устройство 18. где преобразователь импульсов 20 вырабатывает постоянное напряжение, беэ задержки проходящее схемы
22 и 24. С выхода схемы 24 сигнал запрета" поступает на запрещающий вход элемента "запрета" 13 СФУ 7, в то время как с выхода схемы 22 сигчал разрешения х — на вход "И" первого каскада усилителя импульсов 14, на один кз входов ИЛИ" которого подаются импульсы х с формиро1 вателя 10 через элемент "запрета" 12, а на другой вход "! ЛИ" импульсы х от
2 генератора пилоооразного напряжения 9.
При этом первый каскад усилителя 14 (и 15) (логическая схема "ИЛИ-И") осуществляет операцк.о =(х v х )х . Следу1 2 3 ет, отметить, что фаза импульсов х пере1 мекка и определяется величиной выходного сигнала усилителя 5, а фаза импульсов х
2 фиксирована: для трехфазной нулевой схемы выпрямпенкя, нацримео, она составляет
150 эл. град. (отсчет от точки естественЪ
I ного зажигания, Импульсы х с Выхода схемы 14 через второй каскад усилителя импульсов 16 (усилитель мощности) поступают на управляющие электроды тиристоров группы 2, Ткрксторы этой группы открываются и тем самым обеспечивают протекание тока через якорную цепь двигателя
1 и вращение его вала в выбранном направлении.
При подаче команды на реверс сигнал рассогласования меняет свой знак, поэтому сигнал с. выхода суммирующего усилите-и 5 перестает поступать на вход СФУ 6 и подается на вход СФУ 7. Однако СФУ 7 не может liG÷àòü работу, -ак как сигнал
"заи ета" с него не =íÿ-: схемы 22 и 24 осуществлякт временчую задержку на время ? при снятии с них сигнала, причем о;>:.ь цую часть этого времени (около двух
1 третей ". ) обеспечивает схема 22. В течес ние 1 поддерживается сигнал разрешения х на входе первого каскада усилителя 14, благодаря чему импульсы фиксированной фазы поступают на вентильную группу 2, способствуя ускорению спада -го«а в якорной цепи электродвигателя 1 . f< течение всего времени задержки t поддерживается Ь гнал "запрета н,::,;:,.;оде эле:,.-н-Г)ОЬ5,)6 та 13 СФУ 7. По истсчении времени включается СФУ 7 и, следовательно, вентильная группа 3 преобразователя. При этом работа СФУ 6 запрещается, а группа
3 преобразователя работает в инверторном 5 режиме до тех пор, пока скорость вращения вала электродвигателя 1 не станет равной нулю. B инверторном режиме импульсы фиксированной фазы х2 защищают тиристор10 ный преойразователь от опрокидывания, например, при пропуске зажигания тиристора. Затем тиристорный преобразователь переходит в выпрямительный режим ! работы вентильной группы 3.
Данная схема управления работой реверсивного тиристорного электропривода может быть применена при любом количестве фаз тиристорного преобразователя.
Формула изобретения
1. Реверсивной тиристорный электропривод постоянного тока с раздельным управ.лением вентильными группами преобразова теля, состоящий из суммирующего усилителя, двух систем фазового управления, логических устройств и тахогенератора, о тличающийся тем, что, с целью упрощения cr1 уктуры и сх ..п, ;> правления и повышения ее помехоза ш<п енности, и каждой системе фазового управления, вкгночающей В сеоя генератор пплоооразного напряжения, формирователь и усилитель илпульсов, между двумя последними введен элемент запрета", связанный через логи» ческое устройство, состоящее из преобразователя импульсов в постоянное напряжение и двух схем " одностооонней задержки, с формирователел импульсов системы фазового управления.
2. Электропривод по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что в каждой системе фазового управления усилитель импульсов выполнен в двухкаскадном исполнении и в качестве первого каскада использована ло» гическая схема ИЛИ-И, один вход ИЛИ" которой соединен с выходом элемента "запрета", второй — с генератором пилообразного напряжения системы фазового управления другого тиристорного преобразователя, а вход "И вЂ” с выходом первой схемы
t односторонней задержки логического устрой-, ! ства, вход которого соединен с выходом фор. мирователя импульсов данной системы фазового управления. !
1
/ . !
1 (..- f ф) ((е (.» г (и ! "Л.
5 ! (
Ф .
1 —, == ( (== с — "- --= = 3
1 1 (1,г
9/ — ), j
, 1
1 ;», ! 1 ! г с ! ") !
E.
1 ;Г 3 () (.
1 ! !
1 г)
j4!:3ь
f !
1одпнсное
Заказ У Из 4 3/
1% 11iffllf