Противобуксовочное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1202.73 (21) 1882061/27-11 (51)М. Кл.2

В 60 Ь 3/10 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

СССР по дел м изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 250380, Бюллетень № 11 (53) УДК 621.337

:621.335.2 (088. 8) Дата опубликования описания 30. 03. 80 (72) Авторь изобретения

Б. Г, Кузнецов, В. Е. Гайдуков и Л. К. Филиппов (71) Заявитель

Научно-исследовательский сектор украинского заочного политехнического институтаМ

1 (54) ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к железнодорожной технике и предназначено для использования преимущественно на мощных магистральных тепловозах.

Известно противобуксовочное устройство, содержащее датчики скорости вращения колесных пар, соединенные через коммутаторы и запоминающие эле.менты с логическими элементами И и

ИЛИ. На выходе элемента И включен генератор сброса и на выходе элемента

ИЛИ вЂ” линия задержки. Устройство содержит также мультивибратор и корректор в цепи управления током возбуждения тягового генератора. Это устройство производит измерение путей, проходимых каждой колесной парой, сравнивает эти пути с максимальным путем, проходимым одной из колесных пар и выдает сигнал в блок управления тиристорной схемой возбуждения тягового генератора с величиной, пропорцио-. нальной разности между максимальным и минимальным путями, проходимыми колесными парами.

Недостатком известного устройства является наличие пульсаций выходного напряжения, обусловленных фазовыми сдвигами между открытием ключей и началом света. Цель изобретения — повышение эффективности защиты от буксования.

Для этого предлагаемое устройство снабжено включенным между мультивибратором. и корректором дополнительным коммутатором, входы управления которого соединены с выходом линии задержки .и с входами управления коммутаторов, рабочие входы которых соединены также с выходом дополнительного коммутатора. .На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства для двух осей локомотива на фиг. 2 — временIS ные диаграммы работы устройства при буксовании второй оси.

Противобуксовочное устройство состоит из счетных цепей, цепи управления и корректирующего устройства. Ко2О личество счетных цепей равно числу ведущих осей локомотива.

Счетная цепь содержит цатчик скорости вращения колесной пары — тахогенератор 1, коммутатор 2 и запоминаю-. щий элемент 3. Тахогенератор 1 представляет собой частотный датчик скорости любого типа, укрепленный на бук"е тепловоза, либо специальную обмотку, уложенную в главный полюс тяго30 вого электродвигателя. Назначение та51ОО38 хогенератора — выдача частотного сигнала, число импульсов которoro пропорционально углу поворота колесной пары. Коммутатор 2 имеет два рабочия входа о и СГ, вход управления б, блокирующий вход f и выход Э . При от- 5 сутствии сигналов на входе управления коммутатор 2 пропускает в запоминающий элемент 3 сигналы от тахогенератора 1. При наличии сигнала на входе управления Ь коммутатор 2 пропускает в запоминающий элемент сигналы от мультивибратора 4. При наличии сигнала на блокирующем входе 2 коммута.тор не пропускает каких-либо сигналов в запоминающий элемент 3. Коммутатор

2 может быть выполнен в виде известных ключевых схем, в том числе и в виде двойного диодного ключа. Запоминающий элемент 3 служит для счета импульсов, поступающих на его вход и выдачи сигнала на своем выходе после 20 полного заполнения. Выходной сигнал запоминающего элемента используется для включения логических элементов .И 5 и ИЛИ б и блокирующего входа f коммутатора 2. Запоминающий элемент 25

3 может быть выполнен по любой стандартной схеме, например по схеме триггерного счетчика.

Цепь управления состоит из логического элемента И 5, генератора 7 сброса, логического элемента ИЛИ б и линии 8 задержки. Логический элемент

И, иначе называемый конъюнктором, выполнен по любой стандартной схеме и служит для получения на выходе сигна- З5 ла при поступлении сигналов от запоминающих элементов 3 на все его входы. Логический элемент ИЛИ, иначе называемый дизъюнктором, также выполнен по любой стандартной схеме и служит для получения на выходе сигнала при поступлении на любой его вход сигнала от запоминающего элемента 3. Генератор сброса выполнен по схеме од-. новибратора или блокинг-генератора и служит для получения на его выходе 45 сигнала заданной длительности при приходе на его вход сигнала от логического элемента И 5. Выходной сигнал генератора 7 сброса используется для возврата запоминающих элементов 3 в 5о исходное состояние и для управления корректором. Линия 8 задержки служит . для получения на ее выходе сигнала, задержанного .по времени относительно входного. Выходной сигнал линки 8 за- 55 держки используется для управления вспомогательным коммутатором 9.

Корректор состоит из мультивибратора 4, вспомогательного коммутатора

9., основного и дополнительного счетчиков 10 и 11, дешифратора 12, ключей 13 и 14 управления и переноса, триггеров 15, преобразователя 16 коданалог и линии 17 задержки.

Мультивибратор 4 служит для генерирования импульсов фиксированной час-65 тоты. Коммутатор 9 имеет вход 0, входы управления d и о и выход .. Йа вход О непрерывно поступают сигналы от мультивибратора 4. При отсутствии сигналов на входах управления о и Ь коммутатор не пропускает сигналы. При наличии сигнала на входе управления

Ю коммутатор 9 также не пропускает сигналы, При наличии сигналов на входах управления Ю и б коммутатор 9 пропускает сигнал от мультивибратора 4 дозаполнение, Вспомогательный коммутатор 9 выполнен по известной ключевой схеме, например по схеме диодного ключа. Основной 10 и дополнительный 11 счетчики служат для счета числа импульсов, поступающих .на их входы от . мультивибратора 4 через вспомогатель. ный коммутатор 9. Установочные входы дополнительного счетчика 11 через ключи 14 переноса соединены с инверсными выходами триггеров 15, а основного счетчика — с выходом линии 17 задержки. Выход дополнительного счетчика соединен с дешифратором 12. Дешифратор 12 выполнен таким образом, что на его выходе появляется сигнал при наличии в дополнительном счетчике 11 любого числа импульсов, кроме

N, N + 1, и N — 1, где N — полная емкость счетчика, Счетчики 10 и 11 и дешифратор 12 выполнены по известным схемам. Ключи 13 и 14 управления и переноса служат для переноса информации при поступлении сигнала на их входы управления. Ключи 13 открываются при поступлении на их входы управления сигналов от дешифратора 12 и генератора 7 сброса. Открывшись, ключи управления переносят информацию из основного счетчика 10 в триггеры 15. Ключи 14 открываются при поступлении на их входы управления сигнала от линии 17 задержки. Открывшись, ключи переноса переносят информацию в обратном коде из триггеров

15 в дополнительный счетчик 11. Ключи управления и переноса выполнены по стандартной схеме, например по схеме диодных ключей. Преобразователь

16 код — аналог представляет собой стандартную схему преобразования кода в аналоговый сигнал, Линия 17 задержки представляет собой стандартный элемент и предназначена для выдачи импульса по окончанию импульса от генератора 7 сброса. Селективный узел 18 является неотъемлемой частью тепловоза и его схема определена типом тепловоза.

Устройство .работает следующим образом (в режиме буксования второй колесной пары) .

B исходнсм состоянии запоминающие элементы 3, счетчики 10 и 11 сброшены в нуль. Цикл работы устройства начина- ется с открытия коммутаторов 2 по входам д . На выходах коммутаторов 2 появляются сигналы от частотных датчи510038 ков скорости, поступающие в запоминающие элементы 3. После полного вапол- нения одного иэ запоминающих элементов (в данном случае второго) на его выходе появляется сигнал, включающий логический элемент ИЛИ 6, который закрывает коммутаторы 2, и блокирующий свой коммутатор по входу ° Через некоторый интервал времени, определяемый параметрами линии 8 задержки, на ее. выходе появляется сигнал, включаю- р щий коммутаторы 2 по входам 0 и вспомогательный коммутатор 9 по выходу 3

Сигналы от мультивибратора 4 поступают через коммутаторы 2.в эапоминан1щий элемент 3 первой счетной цепи, в основ. ной и дополнительный счетчики. В запоминающий элемент 3 второй счетной цепи сигналы от мультивибратора не посту пают, так как выходной сигнал этого эапомин ющего элемента производит блокировку своего коммутатора 2 по блоки-2р рующему входу Q . После полного заполнения запоминающего элемента 3 первой счетной цепи включается логический элемент И 5, запускающий генератор 7 сброса. Выходной сигнал генератора сброса сбрасывает запоминающие элементы 3 в исходное состояние и открывает ключи 13 управления. Информация из основного счетчика 10 переносится в триггеры 15. После окончания им- 3Р пульса от генератора сброса на выходе линии 17 задержки появляется импульс, сбрасывающий основной счетчик 10 в нуль и открывающий ключи 14 переноса.

Информация с инверсных выходов триггеров 15 переносится в обратном коде в дополнительный счетчик. Начинается следующий цикл счета, однако, в триггерах 15 содержится информация о предыдущей интенсивности боксования, а в дополнительном счетчике 11 содержится та же информация, записанная в обратном коде. Информация из триггеров 15 преобразуется преобразователем код — аналог н аналоговую величину и поступает в селективный узел 18 тепловоза, уменьшая величину возбуждения тягового генератора..

Если в течение следующего цикла счета в запоминающий элемент 3 первой счетной цепи и в счетчики 10 и 50

11 записывается то же число импульсов от мультивибратора 4 или если новсе число импульсов отличается от предыдущего на одну единицу, ключи 13 управления не открываются и в триггерах 15 сохраняется предыдущее значение информации. Это происходит следующим образом.

Полная емкость дополнительного счетчика 11 N единиц. Информация, перенесенная через ключи 14 переноса в обратном коде, составляет N единиц.

Таким образом, в дополнительный счетчик записано число N;, равное N

Nò.

Если в один иэ следующих циклов счета в него дополнительно запишется

I 1

Бт = N или N = N> + 1 число импульсов, то число импульсов, записанное в счетчик 11, составляет

N;+ЫТ=N — Нт+Кт+l=N+1

Дешифратор 12 не выдает сигнал при дешифрировании N N + N — 1 импульсов. Следовательно, ключи 13 управления не открываются при приходе сигналов от генератора 7 сброса и в триггеры 15 новая информация не переносится. Таким образом, устраняется пульсация выходного напряжения при переходе на следующий цикл счета.

Формула изобретения

Противобуксовочное устройство, содержащее датчики скорости вращения колесных пар, соединенные через коммутаторы и запоминающие элементы с логическими элементами И и ИЛИ, на выходе первого из которых включен генератор сброса, а на выходе второго— линия задержки, мультивибратор и корректор — в цепи управления током возбуждения тягового генератора, o т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности защиты от буксования, оно снабжено включенным между мультивибратором и корректором дополнительным коммутатором, входы управления которого соединены с выходом линии задержки и с входами управления коммутаторов, рабочие входы которых соединены также с выходом до-. полнительного коммутатора.

510038

gosannzСоставитель В. Кучумов

Редактор Е. Месропова Техред ц.Ковалева Корректор lO. Макаренко

Тираж 763 Подписное

Заказ 497/48

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгорсд, ул. Проектная, 4