Ентиляционный люк транспортного сресдства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и) 5Ю395
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.73 (21) 1937510/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.04.76. Бюллетень № 14 (51) М, Кл.з В 60Н 1/26
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.06:
:628.83 (088.8) Дата опубликования описания 17.05.76 (72) Авторы изобретения
Т. М. Максимович и А. Г. Смольский
Головное союзное конструкторское бюро по авто усаМ". (71) Заявитель
l, (54) ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА " " /
Изобретение относится к вентиляционным устройствам транспортных средств, например автобусов, троллейбусов, вагонов и т. п.
Известны вентиляционные люки транспортных средств, содержащие установленную в их проемах крышку, управляемую ручками и связанную с подпружиненными рычагами, соединенными с окантовкой проема.
Однако известные вентиляционные люки не позволяют фиксировать крышку люка в промежуточных положениях для изменения притока воздуха в зависимости от скорости движения транспортного средства и метеорологических условий, что ухудшает комфортабельность пассажирских перевозок. Кроме того, известные люки не обеспечивают. рассеивания струи воздуха, поступающего в салон транспортного средства.
С целью обеспечения возможности ступенчатого регулирования притока воздуха и рассеивания струи поступающего в салон воздуха предлагаемый люк снабжен штырями, шарнирно соединенными между собой и с крышкой и управляемыми независимо один от другого, а по окантовке проема люка жестко закреплены пластины, выполненные с смещенными одно относительно другого по вертикали гнездами для взаимодействия с штырями; в проеме люка установлен экран, шарнирно посредством рычагов связанный с крышкой.
Для обеспечения возможности наклона крышки люка относительно поперечной оси
s транспортного средства при открывании люка свободные концы штырей выполнены конусными, а гнезда для штырей имеют поверхность тел вращения с наклоном образующей, обратным конусности штыря.
На фиг. 1 изображена схема рассеивания струи поступающего в салон воздуха; на фиг.
2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3— сечение по Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — узел 1
15 на фиг. 3; на фиг. 5 — сечение по  — В на фиг. 3.
Предлагаемый вентиляционный люк транспортного средства содержит крышку 1, установленную в ее проеме а, имеющем окантовку 2. Крышка шарнирно связана с рычагами
3, 4, шарнирно соединенными между собой и снабженными пружиной 5. На окантовке 2 проема люка жестко закреплены пластины 6, имеющие смещенные одно относительно другого по вертикали гнезда 7 для входа штырей
8, которые связаны при помощи кронштейнов
9, рычагов 3, 4 и кронштейна 10, имеющего продольный паз б, с крышкой 1 люка, и управляются независимо один от другого рыча30 гами 11.
510395
С другой стороны крышка 1 посредством рычагов 3, 4 шарнирно связана с экраном 12, установленным в проеме а люка. В нишах 13 экрана смонтированы на осях 14 подпружиненные пружинами 15 ручки 11.
Для уплотнения крышки 1 и экрана 12 относительно окантовки 2 проема она снабжена уплотняющими профилями 16 и 17.
Для открытия вентиляционного люка необходимо, преодолевая усилие пружин 15, переместить в осевом направлении соответствующую пару ручек 11 до выхода штырей 8 из гнезд 7 пластин б, после чего перевести ручки
11 вниз, которые, воздействуя на шарнирно связанные между собой и подпружиненные рычаги 3, 4, обеспечивают открывание смежной с ними стороны крышки люка. Одновременно с открытйем крышки люка под воздействием рычагов 3 и 4 происходит синхронное опускание смежной с ними стоповы экрана. Фиксация крышки люка и экрана 12 в любом из возможных открытых и закрытом положениях осуществляется за счет входа штырей 8 в гнезда 7 под действием усилия сжати я пружин 15.
При открытом люке струя воздуха, попадая под крышку, отражается от нее, направляется на экран 12 и, отражаясь от последнего, изменяет свое направление и рассеивается.
Формула изобретения
1. Вентиляционный люк транспортного средства, содержащий установленную в его прое > ме крышку, связанную с подпружиненными рычагами, соединенными с окантовкой проема, и управляемую с помощью ручек, отл ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности ступенчатого регулирования притока воздуха в салон транспортного средства, он снабжен шытрями, шарнирно соединенными между собой и с крышкой и управляемыми независимо один от другого, а по окантовке проема люка жестко закреплены пластины, выполненные с смещенными одно относительно другого по вертикали гнездами для взаимодействия с штырями.
2. Вентиляционный люк по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью рассеивания
20 струи поступающего в салон воздуха, в проеме люка установлен экран, шарнирно посредством рычагов связанный с крышкой.
3. Вентиляционный люк по пп. 1 и 2, отл ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения
25 возможности наклона крышки люка относительно поперечной оси транспортного средства при открывании люка, свободные концы штырей выполнены конусными, а гнезда для штырей имеют поверхность тел вращения с
30 наклоном образующей, обратным конусности штыря.
510395
Составитель Л. Смольская
Техред T. Лященко
Корректор Е. Хмелева
Редактор Т, Янова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1301/5 Изд. № 1312 Тираж 901 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5