Крыльчатый движитель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

иеп йнт

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<») 5I0407

Сове Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.05.73 (21) 1923742/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.76. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 09.06.76 (51) М. Кл. В 63Н 1/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 629.12:532.582. .5.039 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

О. П. Мурыгин (71) Заявитель (54) КРЫЛЬЧАТЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования крыльчатых движителей.

Известны крыльчатые движители, содержащие корпус с крышкой, в котором смонтированы ротор с механизмом его вращения и лопастями фиксированного шага, снабженными механизмом управления их упором.

Недостатками известных движителей являются невозможность регулировки лопастей при постоянном числе оборотов двигателя и эффективного использования их на водоемах с переменными глубинами фарватера, особенно на мелководьи.

Лопасти известных движителей выполнялись поворотными вокруг своей вертикальной оси.

С целью увеличения эффективности работы движителя на мелководьи механизм управления упором лопастей выполнен в виде силовых гидроцилиндров с плавающими поршнями, жестко связанными с лопастями.

На фиг. 1 схематически изображен частичный разрез по вертикальной оси движителя; на фиг. 2 — частичный разрез по А — А на фиг. 1.

Внутри корпуса 1 на подшипнике 2 скольжения установлен ротор 3, в нижней части которого смонтированы гидравлические цилиндры 4, внутри которых расположены плавающие поршни 5, являющиеся комлевыми частями лопастей 6 фиксированного шага. В верхней части каждый гидроцилиндр 4 подвижно соединен с опорным диском 7, между плоско5 стью которого и крышкой 8 движителя образуется полость А, заполненная жидкостью, поступающей под давлением от гидронасоса (на чертежах не показан) через патрубок 9. На верхнюю и нижнюю части каждого гидроци10 линдра 4 насажены подшипники 10 и 11 с уплотнениями 12 и 13. Внутри каждого гидроцилиндра 4 имеется один или несколько продольных пазов а для выступов 14 поршней 5.

Механизм привода ротора 3 состоит из

15 приводного вала 15 с жестко насаженной на нем ведущей шестерней 16, которая сцеплена с ведомой шестерней 17, соединенной в свою очередь с диском 18 амортизирующего устройства. Диск 18 верхней плоскостью сопри20 касается по периферийной части с подшипником 19 скольжения, который крепится к корпусу 1. Ударные нагрузки компенсируются пружинами 20, крепящимися в распаянных пазах дисков 18 и 21. Диск 21 жестко соеди25 нен с ротором 3.

Механизм управления вращением лопастей

6 состоит из приводного вала 22 с жестко насаженной на него шестерней 23, находящейся в зацеплении с паразитными шестернями 24, 30 каждая из которых в свою очередь сцеплена

510407 с двумя шестернями 25, жестко связанными с гидравлическими цилиндрами 4. В целях более плотного прилегания поршней 5 к внутренней поверхности гидравлических цилиндров 4, поршни 5 могут иметь одно или несколько уплотнительных колец 26. Для удобства осмотра и замены лопастей в крышке 8 и м еется люк 27.

Крыльчатый движитель работает следующим образом.

В статическом положении ротор 3 движителя не вращается, и лопасти 6 под действием давления воды на поршни 5 находятся в гидравлических цилиндрах 4 в крайнем верхнем положении, то есть давление под поршнями отсутствует. При запуске движителя вращение через вал 15, шестерни 16 и 17, диски 18 и. 21, пружины 20 передается ротору 3, совместно с которым вокруг вала 22 начинают вращаться гидравлические цилиндры 4 и опорный диск 7. Так как вал 22 временно закреплен, то паразитные шестерни 24, обегая вокруг шестерни 23, также начинают вращаться и передают крутящий момент шестерням 25 и связанным с ними гидравлическим цилиндрам 4. Так как число зубьев шестерен

25 в два раза больше, чем у шестерен 24 и 23, то гидравлические цилиндры 4 будут вращаться в два раза медленнее, чем ротор 3. При этом движитель не создает yiiopa и судно двигаться не будет. Для того, чтобы судно двигалось, от гидронасоса через патрубок 9 и полость А жидкость подается в гидроци5 линдры 4. Под действием давления жидкости на поршни 5 последние вместе с лопастями 6 движутся вниз до наступления равновесия давлений над поршнями и под ними. При этом лопасти 6 выдвигаются в рабочую среду и

10 создают упор тем больший, чем больше выдвигаются лопасти. При управлении давления под поршнями 5 лопасти 6 возвращаются внутрь гидравлических цилиндров 4.

Изменение направления упора движителя

1 достигается поворотом вала 22 на угол, соответствующий углу изменения упора.

Формула изобретения

Крыльчатый движитель, содержащий кор20 пус с крышкой, в котором смонтированы ротор с механизмом его вращения и лопастями фиксированного шага, снабженными механизмом управления их упором, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения эффективно25 сти работы движителя на мелководьи, механизм управления упором лопастей выполнен в виде силовых гидроцилиндров с плавающими поршнями, жестко связанными с лопастями.

510407

Составитель Е. Лофенфельд

Техред Т. Трусова

Корректор 3. Тарасова

Редактор Н. Аристова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1211!18 Изд. № !254 Тираж 581 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4)5