Следящая система

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (») 511565 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено08. 10.74 (21) 2066132 24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано25.04.76.Бюллетень № 15 (45) Дата опубликования описания о .07 "Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий М икер ов (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) СЛЕЙЯЩАЯ СИСТЕМА электродвигателе отключается, но объект управления продолжает свое движение за счет значительной кинетической энергии, в особенности при большом моменте инерции. Таким образом, почти вся кинетическая энергия объекта управления идет на энергию удара об механический упор, расположенный вблизи концевого выключателя, что может вызвать повреждение упора и аварию в следяшей системе.

Целью изобретения является повышение надежности работы систем. С этой целью предлагаемая система содержит элемент задержки, вход которого подключен к выходу усилителя, а выход через параллельное соединение разомкнутых контактов первого и второго концевых выключателей — по второму входу усилителя.

На чертеже дана схема предлагаемой следяшей системы, которая содержит двигатель 1 постоянного или переменного тока, вал которого механически соединен с объектом 2 управления, усилитель 3, состоящий из усилителя 4 мощности и схемы суммирования сигналов, например, на со10

Изобретение относится к электрическим регулируюшим и управляюшим системам обшего назначения с механическим перемешением управляемого объекта,. в частности к следяшим системам привода машин, приборов и агрегатов с органиченным углом поворота, и может быть применено, например, в приборостроении, радиотехнической промышленности, кораблестроении.

Известны следящие системы, содержашие первый и второй выпрямители, выполненные на диодах, анод первого и катод второго диодов подключены к источнику сигнала, катод первого диода через замкнутые контакты первого концевого выключателя и анод второго диода через замкнутые контакты второго концевого выключателя соединены с первым входом усилителя.

Выход усилителя подключен к обмоткам управления двигателя, вал которого механически соединен с объектом управления и с подвижными контактами первого и второго концевых выключателей.

В этих системах после срабатывания концевого выключателя напряжение на (51) М. Кл, G05B ll/14 (53) УДК 6 2 5 0 (088 8 ) 511565 противлениях 5, 6 и 7, первый 8 и второй 9 выпрямители и два концевых выключателя: первый 10 и второй ll, подвижные контакты которых механически связаны с валом двигателя 1. Выпрямители 8 5 и 9 соединены с выходом источника 12 сигнала (например, в виде предварительного усилителя с выходом на постоянном токе), а также через замкнутые контакты

13 и 14 концевых выключателей с первым 10 входом усилителя 3. К выходу усилителя

3 подключен вход элемента 15 задержки, выход которого через параллельчые соединение разсмкнутых контактов 16 и 17 первого 10 и второго 11 концевых выклю- 15 чателей соединен со вторым входом усителя 3. Элемент 15 задержки может быть выполнен, например, в виде R- С-цепи, изменением параметров которого можно менять время задержки сигнала. Элемент 15 20 задержки должен быть включен таким образом, чтобы обратная связь усилителя3 через элемент 15 задержки и контакты

16 и 17 концевых выключателей была бы отрицательной.

Когда объект управления 2 находится в рабочей зоне, т.е. концевые выключатели 10 и 11 не сработали, сигнал с выхода источника 12 беспрепятственно проходит в зависимости от своей полярности либо через выпрямитель 8 и замкнутый контакт 13, либо через выпрямитель 9 и замкнутый контакт 14, на первый вход усилителя 3. При этом полярность напряжения на выходе элемента 15 задержки обратна полярности сигнала на первом входе усилителя 3 (так как обратная связь отрицательна). Если под действием положительного сигнала на выходе источника 12 объект 2 управления приблизится к границе рабочей зоны, то срабатывает концевой выключатель 10, что приведет к размыканию контакта 13 и замыканию контакта 16. Благодаря этому положительное напряжение на первом входе

45 усилителя 3 исчезнет, а на второй вход усилителя 3 будет подано отрицательное ( напряжение с выхода элемента 15 задержки. Однако это отрицательное напряжение на втором входе усилителя 3 действует не все время, а лишь в течение времени задержки, определяемого элементом 15 задержки. Следовательно, в течение этого времени задержки после срабатывания концевого выключателя 10, напряжение на выходе усилителя 3 меняет свой знак, что приводит к появлению тормозного момента двигателя 1 (за счет противовключения). Время задержки выбирается таким образом, чтобы вся кинетическая энер« гия объекта 2 управления была бы полностью погашена за счет противовключения двигателя 1, и объект 2 управления подходит к механическому упору достаточно плавно без удара что приводит к повышению надежности работы системы.

Устройс,во работает аналогичным образом гри подходе объекта 2 управления к другой границе рабочей зоны, однако при этом срабатывает кс цевой выключатель 11.

Формула изобретения

Следящая система, содержащая первый и второй выпрямители, выполненные на диодах, анод первого и катод второго диодов подключены к источнику сигнала, катод первого диода через замкнутые контакты первого концевого выключателя и анод второго диода через замкнутые контакты второго концевого выключателя соединены с первым входом усилителя, выход которого подключен к обмоткам управления двигателя, вал которого механически соединен с объектом управления и с подвижными контактами первого и второго концевых выключателей, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы системы, она содержит элемент задержки, вход которого подключен к выходу усилителя, а выход через параллельное соединение разомкнутых контактов первого и второго концевых выключателей — ко второму входу усилителя.

Составитель д,уч1и теров

РедактоР В.Дибобес Текред И.Карандашова КорректоР M.äåéýåðìàí

Заказ 50 о2 Изд 1325 Тираж 1029 Поднисное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам изо ретений и открытий

Москва, 113035, Раушскан наб., 4

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4