Судовое днищевое закрытие шахты

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е и) 5}2!О!

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик оиблнс, ., „ ""к а -: .ч и ч ) (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.11.74 (21) 2074882/27-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл В 63В 19/18

Совета Министров СССР по делам изобретений и о крытий (53) УДК 629.12014 (088.8) Опубликовано 30.04.76. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 04.06.76 (72) Лвторы изобретения

E. Н. Недлин, А. М. Куперман, В. А. Старшинов, А. М. Морозов, Ю. А. Ганин, С. Н. Стрельцов и В. ll. Степанов (71) Заявитель (54) СУДОВОЕ ДНИЩЕВОЕ ЗАКРЫТИЕ ШАХТЫ асударствениый комитет

Приоритет

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, обеспечивающим закрытие судовых люков, шахт, проемов, и может применяться на научно-исследовательских и специальных судах, имеющих в своем корпусе шахты большого размера. Кроме того, закрытие может быть применено на наземных дренажных или очистных сооружениях, имеющих шахты, колодцы или трубы больших диаметров, в качестве проницаемых вергикальных или горизонтальных затворов, обеспечивающих надежную работу при постоянном пребывании в воде с большим содержанием твердых частиц, способствующих обрастанию конструкций.

Известны судовые люковые закрытия, одержащие крышку, установленную с возможностью перемещения на роликах, размещенных в горизонтальных направляющих, .и снабженную приводом с цевочно-реечным зацеплением.

Известные люковые закрытия не могут быть применены для судовой шахты, поскольку сложны и содержат много элементов, в частности на полотне устанавливается цезочная рейка как самостоятельный элемент конструкции, поэтому они не достаточно надежны особенно при эксплуатации в условиях чостоянного длительного пребывания в воде тропических морей.

Целью изобретения является уменьшение гидравлического удара в верхнее перекрытие шахты, уменьшение мощности привода, упрощение конструкции крышки, а также защита

5 ее от обрастания.

Это достигается тем, что крышка .состоит из отдельных плавучих секций, соединенных между собой ребрами жесткости, верхний ряд которых выполнен в виде осей со смонти10 рованными на них роликами цевочно-реечного зацепления, расположенных с шагом, равным шагу зубьев приводной шестерни.

Предлагаемая конструкция не требует установки цевочных реек, выполнение крышки, 15 состоящее из отдельных плавучих секций, уменьшает требуемую мощность привода, а установка скребков на торцовых кромках крышки и на днище судна обеспечивает самоочистку конструкций при движении полотна.

20 На фиг. 1 изображено предлагаемое закрытие, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — закрытие, вид в плане; на фиг. 4 — разрез по А-Л на фиг. 3; на фиг. 5 — поперечное сечение в районе уста25 новки роликов на направляющих; на фиг. 6— узел установки скребков на полотне крышки.

Днищевое закрытие снабжено плавучими секциями 1, которые соединены верхними 2 и нижними 3 ребрами жесткости, Верхние

30 ребра жесткости размещены с определенным

512101 шагом, соответствующим расчетному шагу цевочно-реечного зацепления, и служат осями для роликов 4 зацепления. На боковых секциях крышки установлены ролики 5, вращающиеся на валах 6, закрепленных на стенках в башмаках 7. Ролики перемещаются по направляющим 8. На концах направляющих установлены торцовые амортизаторы 9, выполненные из резины, полиамида или дерева.

Привод закрытия содержит шестерни 10 цевочно-реечного зацепления, установленные на валу 11 привода. Вал опирается на подшипники 12 и приводится в движение через редуктор 13 при помощи электро- или гидромотора 14. Ва валу расположены датчики

15 положения закрытия, подающие сигнал в пост управления и отключающие питание двигателя в конечных положениях полотна. 1-:а торцовых кромках крышки на направляющих

8 и днище судна установлены скребки 16.

Закрытие работает следующим образом, При работе электро- или гидромотора 14 поворачиваются шестерни 10 цевочно-реечного зацепления и крышка перемещается íà роликах по направляющим до конечного положения «открыто» или «закрыто». При подходе крышки к конечным положениям датчики

15 отключают электропитание. В конечных или любых промежуточных положениях устройств для стопорения крышки не требуется, так как редуктор выполнен с самотормозящей передачей. Самоочистка конструкции от обрастания осуществляется при помощи скреб ков во время движения крышки.

Положительный эффект изобретения заключается в упрощении конструкции, повышении надежности за счет самоочистки конструкции от обрастаний, уменьшения мощности

5 привода за счет обеспечения положительной плавучести крышки, а также значительного уменьшения гидравлического удара внутри шахты за счет дросселирования потока воды.

Формула изобретения

1. Судовое днищевое закрытие шахты, сод держащее крышку, установленную с возможностью перемещения на роликах, размещенных в горизонтальных направляющих, и .снабженную приводом с цевочно-реечным зацеплением, отличающееся тем, что, с целью уменьшения гидравлического удара в верхнее перекрытие шахты и мощности привода, а также упрощения конструкции, крышка выполнена из плавучих секций, соединенных между собой ребрами жесткости, верхний ряд

25 которых выполнен в виде осей со смонтированными на них роликами цевочно-реечного зацепления, расположенных с шагом, равным шагу зубьев приводной шестерни.

30 2. Закрытие по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения чистки крышки и ее ниши в корпусе от обрастаний, на торцовых кромках крышки и на днище судна установлены скребки.

512101

Составитель В, Троицкая

Техред 3. Тараненко

Редактор Т. Горячева

1(орректор T. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1206/7 Изд. ¹ 1295 Тираж 581 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5