Устройство для остановки и фиксации подвижного элемента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИС
ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ С
Союз Советских
Социалистических
Республик
13174 (61) Дополнительное к а (22) Заявлено 04.12.74 (2 с присоединением заявки (23) Приоритет (43) Опу бликовано05. 05 (45) Дата опубликовани
Кг
16 1ioo
Государстаенный номнтет
Соввта Ннннотров СССР по делам нэооретеннй н открытий
ДК 621.783.684 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. M. Русаков, С. Г. Шпак и R, А. Лобанов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСТАНОВКИ И ФИКСАЦИИ
ПОДВИЖНОГО ЭЛЕМЕНТА
Изобретение относится к машинострое- нию и предназначено для фиксации поворотных заглушек, перекрытия трубопроводов с большой скоростью.
Известны устройства для остановки и фиксации подвижного элемента, содержашие закрепленный на подвижном элементе стержень, на боковых поверхностях которого выполнены равномерно пазы для его осевой фиксации стопорными элементами. Недостатком известных устройств является их неспособность обеспечить плавное торможение и безлюфтовую фиксацию элементов.
llenb изобретения — обеспечение возможности плавного торможения движуших"а массивных элементов конструкции и безлюфтовой фиксации их после остановки.
Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве зашелка выполнена в виде двух пакетов пластинчатых пружин, установленных наклонно по ходу движения стержня.
Кроме того пластинчатые пружины установлены с шагом, отличньм от шага пазов на стержне.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в момент подлета элемента конструкции к месту остановки, разрез; на фиг. 2 — го же, вид сверху; на фиг. 3— разрез по А-А фиг. 1; на фиг. 4 - пример использования устройства для остановки и фиксации заглушки.
Устройство соаержи1 плоский стержень 1 с остановочными вырезами 2 на боко10 вых поверхностях, закрепленный на подвижном элементе конструкции 3, Пружины 4 собраны в пакеты, симметрично Друг другу и установлены наклонно по хоау движения стержня 1 в корпусе 5;эакрепленно»е
15 на неподвижном элементе конструкции 6.
Между пружинами 4 расположены плоские прокладки 7. Зазор а между пакетами меньше тол шины б стержня 1. Шаги Й е расположенимпружин 4 и 1 остановочных
20 вырезов 2 различны. Жесткость пакета пружин (т.е. толшина пружин и прокладки, угол наклона и зазор между пакетами ) подбирается в зависимости от необходимого пути торможения и массы элемента, 25 Шаги пружин и остановочных вырезов на
3 стержне избираются разными, чтобы люфт стержня в пакетах после остановки элемента был минимальным, Устройство работает следующим образом.
При движении элемента конструкции 3 стержень 1 входит в зазор CL между двумя пакетами пружин. Происходит плавное торможение элемента конструкции. При остановке стержня 1 в зазоре а пружины 4 входят в вырезы 2 стержня 1 и фиксируют его. Взаимодействие защелки в виде двух паркетов пластинчатых пружин и плоского стержня позволяет обеспечить плавное тормо .ение движущегося элемента конструкции при подходе его к месту остановки, а различие шагов остановочных вырезов на стержне и пакетов пружин позволяет получить минимальный люфт после остановки.
;" 13174
Формула
4 изобретения
1. Устройство для остановки и фиксации, подвижного элемента, содержащее закреплен ный на подвижном элементе стержень, H& боковых поверхностях которого выполнены равномерно пазы для его осевой. фиксации стопорными элементами, связанными с неподвижным элементом, о т л и ч а ю— ш е е с я тем, что, с целью обеспечения воэможности плавного торможения подвижного элемента, стопорные элементы выполнены в виде пластинчатых пружин, наклоненных в сторону движения стержня.
2, Устройство по п,1, о т л и ч а юш е е с я тем, что, с целью уменьшения обратного смещения подвижного элемента после его остановки, пластинчатые пружины установлены с шагом, отличным от шага пазов на стержне.
513174
Составитель Е. Токмакова
Редактор В. Другова Техред А. Демьянова Корректор Н. Ковалева
Заказ 541/47 Тираж 1131 Подписное
1ЛНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
1 13035,Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная 4