Устройство для определения влияния ошибок монтажа на кинематическую точность и плавность зубчатых передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сов е о и н мин

Социаччстическнк ре< лубпмк

< ) 53. 3235 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.10.74(21) 2068356/25-28

2 (51) М, Кл.

Q 01 В 5/20 с присоединением заявки, ..(23) Приоритет

Государственный номнтет

Совета Мнннстрав СССР оо делам нзооретеннй н открытий (43) Опубликовано 05.05 76Бтоллетень %17 (45) Дата опубликования описания18.05.76 (5З) ДК

531.717.2:621. . 833(088. 8) (72) Авторы изобретения

Г Рейэин, Н. Н. Марков и В. В. Дудин

Харьковский инженерно-экономический институт и Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОШИБОК МОНТАЖА

НА КИНЕМАТИЧЕСКУЮ ТОЧНОСТЬ И ПЛАВНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ

ПЕРЕДАЧ;

20

Изобретение относится к устройствам для контроля в машиностроении, в частности для контроля кинематической погрешности зубчатой передачи.

Известны устройства для контроля зубчатых передач, содержащие станину, ведущий вал, установленные на нем один иэ фрикционных дисков и оправку измерительного колеса, ведомый вал,составленный по длине из двух частей и установленные на первой части другой фрикционньтй диск и оправку контролируемого колеса, датчик рассогласования и микрометрическую головку, кинематически связанную с оправкой контролируемого колеса.

3ти устройства для определения влияния ошибок монтажа имеют следуюшие недостатки.

Они не позволяют определять влияние торцевого биения на кинематическую точность и плавность передачи. Кроме того, вследствие несовпадения оси оправки контролируемого колеса с осью ведомого вала при имитации перекосов и непараллельности осей, необходимо внесение поправок в результаты измерений.

Целью изобретения является воэможность определения влияния торцового биения на кинематическую точность и плавность передачи, и повышение точности измерений.

Для этого предлагаемое устройство снабжено механизмом поворота и фиксации заданного положения оси второй части вала, вЫПоленным.из двух втулок, сопряженных по конической и сферической поверхностям, из которых втулка, имекщая коническую поверхность соединена с оправкой контролируемого колеса, сферического шарнира, расположенного в оправке контролируемого колеса так, что его центр совпадает с геометр"ческим цечтром контролируемого колеса, а ведомый вал снабжен по длине третьей частью, установленной и свободно врашаюшейся относительно первой части соосно с нею и. соединенной со втулкой, имеюшей сферическую поверхность, а датчик рассогласования установлен на третьей части ведомого вала.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства, содержашего станину l, ведуший вал 2, установленные на нем фрикционный диск 3 и оправку 4 измерительного колеса, измерительное колесо 5, ведомый вал, составленный по длине из трех частей. Первая часть содержит неподвижную оправку 6, фрикционный диск 7, сферическую опору 8. Вторая часть содержит сферический шарнир 9, оп- ° равку 10, контролируемое колесо 11, коническую втулку 12. Третья часть содер, жит оправку 13, в нижней части которой закреплены тензобалка 14 и токосъемник

15, сферическую втулку 16.

Устройство работает следующим образом.

Ведущий вал 2 получает врашательное движение от электропривода (на чертеже не показано). Диски 3 и 7 связаны между собой фрикционной связью. Колеса 5 и 11 находятся в однопрофильном зацеплении.

При отсутствии торцового биения геометрические оси всех трех частей состав.ляют одну обшую вертикальную ось.

Внесение торцового биения заданной величины эа счет наклона оси второй части относительно центра шарнира 9 с помощью микрометрической головки 17, изменяет взаимное положение геометрических осей второй и третьей частей ведомого вала и

- вызывает рассогласование врашательного движения фрикционного диска 7 относитель- . но такого же движения колеса 11 (при параллельных осях дисков 3 и 7),Фиксация nonîæåíèÿ оси второй части вала осуществляет: я эа счет взаимодействия конической и сферической сопряженных поверхностей втулок 12 и 16, а также посредством зажима сферического шарнира

9 в результате поджима реэьбового соединения между втулкой 12 и оправкой 10.

- Наклон оси второй части относительно оси первой и третьей частей вала воспроизводится посредством смешения вспомогательного сферического шарнира 18 с помощью микрометрической отсчетной головки 17, которая непосредственного участия в измерениях кинематической погрел нк:ти при наличии торцового биения не лрипимает, а служит лишь для внесения и отсчета ошибки заданной величины, после чего выводится из взаимодействия со второй частью вала, Далее кинематическую точность и плавность зацепления пары колес 5 и ll измеряют также, как и в известных устрой® ствах.

Формула изобретения

l. Устройство для определения влияния ошибок монтажа на кинематическую точность и плавность зубчатых передач, содержашее станину, ведущий вал, установленные на нем один иэ фрикционных дисков и оправку измерительного колеса, ведомый вал, составленный по длине иэ двух частей, и установленные на первой части другой фрикционный диск и оправку контролируемого колеса, датчик рассогласования и микрометрическую головку, кинематически связанную с оправкой контролируемого колеса,. о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью определения влияния торцового биения на кинематическую точность и плавность передачи,.оно снабжено механизмом

30 поворота и фиксации заданного положения оси второй части вала, выполненным из двух втулок, сопряженных по конической и сфеЪ рической поверхностям, иэ которых втулка, имеюшая коническую поверхность, соедине на с оправкой контролируемого колеса, сфе; рического шарнира, расположенного в оправке контролируемого колеса так, что его центр совпадает с геометрическим центром контролируемого колеса, .а ведомый вал снабжен по длине третьей частью, установ) ленной и свободно врашаюшейся относительно первой части,. соосно с нею и соединенной со втулкой, имеющей сферическую поверхность, 2. Усгройство по и. 1, о т л и ч а юш е е с я тем, что,с целью повышения точности измерений, датчик рассогласования установлен на третьей части ведомого вала.

5 13235

Составитель,Л

Редактор M. Васильева Техред g. Луговая Корректор1А. Гусев%

Заказ 665/31 краж 864 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретенич и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 4/5 !

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4