Летательный аппарат для сельхозработ

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 5l3905

Союэ Советских

Социааиотических

Республик (61) Дополнительнос к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.06.74 (21) 2036143/23 (51) М, Kч. - 3 643;(",6 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий! (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.76. Бюллетень ¹ 18 (53) УДК 629.7.063;

;631.347.3 (088,8) Дата опубликования описания 15,05.7б (72) Авторы изобретения

А. И. Свинин, Ю. В. Смирнов и Э. M. Хоров (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации (54) ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ AHIiAPAT ДЛЯ СЕЛЬХОЗРАБОТ

Изобретение относится к устройствам для обработки сельхозугодий и других участков земной поверхности жидкими или сыпучими веществами с помощью летательных аппаратов.

Известен летательный аппарат для сельхозработ, содержащий распылитель, установленный под крылом. Выходное сопло распылителя выполнено в виде двух пластин, между которыми размещены регулируемые направляющие стенки, что позволяет выпускать распыливаемое вещество под разными углами к оси самолета.

Однако конструкция распылителя известного самолета позволяет регулировать лишь первоначальную ширину распыленного облака. Окончательная же ширина распыленного облака, соответствующая ширине полосы рассева на земной поверхности, зависит не только от начальных параметров распыления, но и от последующего воздействия на облако других факторов, постоянным из которых являются воздушные потоки, возникающие за крыльями самолета и в определенных пределах расширяющие распыленное облако. Однако, оставаясь неуправляемыми, эти потоки не могут быть использованы для дальнейшего увеличения и регулирования ширины распыленного облака, а следовательно, и шириFlbI полосы рассева. Кроме того, с помощью известного самолета не представляется возможным обрабатывать участки, имеющие форму, несимметричную относительно линии полета.

С целью увеличения диапазона регулироьания ширины полосы рассева в предлагаемом летательном аппарате на концах крыла установлены поворотные вокруг вертикальной оси шайбы, каждая из которых состоит пз

10 размеще:рных над и под крылом полых секций аэродинамического профиля, телескопичсски входящих друг в друга и снабженных механизмом раздвижения.

Целесообразно при этом, чтобы механизм

15 раздвижения был выполнен в видс установленного в крыле привода, вращающийся вал которого соединен с гайками. закрепленными на крайних секциях.

20 Такая конструкция летательного аппарата обеспечивает изменение направления потоков воздушной среды, возникающих за крыльями самолета, и позволяет тем самым увеличить диапазон изменения ширины распыленного

25 облака, а следовательно, и ширины полосы рассева.

С помощью предлагаемого летательного аппарата возможно обрабатывать участки различной формы, в том числе и несимметричной

30 относительно линии полста.

513905

Зо

На фиг. 1 показан предлагаемый летательный аппарат, вид в плане; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1 (в увеличенном масштабе); на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2.

Самолет для сельхозработ имеет распылитель 1, установленный под крылом 2, и две шайбы 3, установленные на консолях крыла.

Каждая шайба состоит из трех полых секций аэродинамического профиля 4, 5 и 6, телескопически входящих друг в друга и расположенных над крылом, и секций 7, 8 и 9, симметрично размещенных под крылом. Секции 6 и 9, соединенные между собой с помощью накладок 10 и 11, образуют корпус шайбы 3. Секции 5, 6, 8 и 9 снабжены упорами

12 — 15 соответственно.

Механизм раздвижения секций выполнен в виде установленного в крыле 2 привода, состоящего из электромеханизма 16, шестерни

17, сидящей на валу электромеханизма и входящей в зацепление с шестерней 18, жестко закрепленной на валу 19, имеющем на концах резьбу — правую и левую. На секциях 4 и 7 закреплены гайки 20 и 21, в которые концами входит вал 19.

Механизм поворота шайбы 3 вокруг вертикальной оси включает шестерню 22, свободно сидящую на валу 19, втулка которой жестко связана с секцией 6, и шестерню 23, входящую в зацепление с шестерней 22 и насаженную на вал электромеханпзма 24.

Самолет для сельхозработ работает следующим образом.

На стоянке и при взлете шайбы 3 находятся в сложенном положении, т. е. секция 4 входит в секцию 5, секция 5 — в секцию 6, а сскция 7 — в секцию 8 и т. д.

При этом шайбы 3 установлены на крыле 2 так, что их продольные оси параллельны оси полета.

При подлете к участку, подлежащему обработке, включают электромеханизм 16, при этом через шестерни 17 и 18 приводят во вращение вал 19, по которому начинают двигать. ся в стороны от крыла (вверх и вниз) вначале секции 4 и 7, а затем 5 и 8. После этого электромеханизм 16 выключают.

Затем включают электромеханизм 24 и через шестерни 22 и 23 поворачивают секцию 6, а вместе с ней и всю шайбу 3 на требуемый угол к оси или от оси полета. После поворота шайбы 3 при обработке прямоугольного участка электромеханизм 24 выключают, а в работу включают распылитель 1.

При обработке участка непрямоугольной формы поворот одной или обеих шайб 3 осуществляют во все время обработки по заданной программе.

После окончания обработки распылитель выключают, шайбы переводят в нейтральное положение, а секции вдвигают друг в друга, при этом вначале перемещаются к крылу секции 4 и 7 до упоров 12 и 14, а затем секции 5 и 8 до упоров 13 и 15.

С помощью предлагаемого самолета можно обрабатывать не только участки сельхозугодий, но и русла рек, участки леса, заболоченные места и пр.

Формула изобретения

1. Летательный аппарат для сельхозработ, содержащий распылитель, установленный под крылом, отличающийся тем, что, с целью увеличения диапазона регулирования ширины полосы рассева, на концах крыла установлены поворотные вокруг вертикальной оси шайбы, каждая из которых состоит из размещенных над и под крылом полых секций аэродинамического профиля, телескопически входящих друг в друга и снабженных мехаш:змом раздвижения.

2. Лппарат по п. 1, отличающийся

i ем, что механизм раздвижения выполнен в виде установленного в крыле привода, вращающийся вал которого соединен с гайками, закрепленными на крайних секциях.

513905

Узгл1

Уи . 5

Составитель А. Розенфельд

Редактор Г. Мозжечкова Техред Т. Курилко

Корректор О. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1366/13 Изд. № 1338 Тираж 630 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5