Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
- " -т=ч.
О Il И (А Н Н E »1 515896
Союз Советскнк
Соннаннсткческнк
Респуолнк
ЙЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12.73 (21) 1976644/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.05.76. Бюллетень № 20
Дата опубликования описания 14.07.76 (51) М. Кл. F 16С 17/26
F 16С 32/Об
Государственный комнтет
Совета к1кккстрав СССР но делан нзобретеккй н открыткй (53) УДК 621.822.2-822 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б.-Ю. Б. Янчюкас, К. М. Рагульскис, P.-М. В. Канапенас, Л. Ю. Науджюс и К. 3. Бауба
Каунасский политехнический институт (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к области приборостроения и может быть применено в высокоточных приборах с подшипниками, работающими как в статическом, так и в динамическом режимах, например, в устройствах магнитной записи.
Известен подшипниковый узел, содержащий вал, по меньшей мере один радиально-упорный подшипник, выполненный в виде пористой втулки с глу им отверстием, охватывающим вал с торца, и систему нагнетания смазки от сети с избыточным давлением.
Недостатком известного узла является сложность конструкции системы нагнетания смазки, распределения и подвода ее к поверхностям скольжения.
Целью изобретения является упрощение конструкции узла и системы нагнетания смазки, а также повышение надежности узла в работе.
Поставленная цель обеспечивается тем, что подшипниковый узел снабжен уплотнениями, установленными между вгулкой и валом, а система нагнетания смазки выполнена в виде заKðåïëcûных на торцовых поверхностях пористых втхлок пр гих полусферических мембран, образующих с торцами втулок камеры, заполненные смазкой, и источников линейных колебав:.ill. например пьезоэлементов, взаимодействующих с мембранами
На чертеже показан описываемый подшипниковый узел.
Подшипниковый узел содержит на концах вала 1 симметрично установленные пористые
5 втулки 2 и 3, охватывающие концы вала.
Внешние цилиндрические и внутренние торцовые поверхности втулок 2 и 3 покрыты смазкой 4, например эпоксидным клеем. Между валом 1 и пористыми втулками 2 и 3 уста10 новлены уплотнения 5. На свободных внешних торцах пористых втулок 2 и 3 закреплены упругие мембраны 6 и 7, образующие с торцами втулок камеры, заполненные смазкой 8.
Мембраны 6 и 7 сопряжены с источниками 9
15 и 10 линейных колебаний, например пьезоэлементами, параллельно подключенными к генератору напряжения, регулируемому по амплитуде и частоте (не показан). Подвижный в осввом направлении один из источников ли20 нейных колебаний, например пьезоэлемент 10, установлен с возможностью осевого перемещения, например, с помощью микрометрического винта 11.
Подшипниковый узел прибора работает
25 следующим образом.
При подаче напряжения определенной частоты на источники 9 и 10 линейных колебаний у них возникает микроколебательный режим, под воздействием которого посредством
30 мембран 6 и 7 смазывающая жидкость 8 на10
Составитель Е. Васильев
Техред Т. Курилко
Редактор Н. Суханова
Корректор Е. Рожкова
Заказ 1469/4 Изд № 1415 Тира>к 1134 Подписно
ЦНИИПИ Государственного ко,.и-ста Соисаа Министров СССР
flo дела lt из б1
I 1303 ), .Москва, /К-. Б, Ри1 шск; и иаб., д, 4/5
Типографии, ир. Саиуш иа, 2
5158
4 /
;" етается нод .1авлсн нем во всc ногlо тн, в том псле H рал.,а.1ьные н осевые зазоры между норнстымн втулками 2, 3 н вал"м !. Таким образом, в этих зазорах создается гидроподушка, жесткость которой можно регулиро- 5 вать нз:1енением амплитуды возбуждающего генератора.
В зависимости от нагрузки на вал 1 и с целью получения оптимальной эффективности подшипникового узла при настройке прибора 10 подбирают оптимальное положение между втулками 2 и 3 посредством осевого перемещения втулки 3 и затем их фиксируют.
Таким образом, достигается оптимальная толщина смазочной пленки в упорных под- 15 шипниках.
Для предотвращения возможного появления полусухого трения при пуске в случаях больших нагрузок включение возбуждающего генератора должно быть предусмотрено не- 20 сколько раньше, чем запуск самого прибора.
Предлагаемый подшипниковый узел прибо:и и;.с.об.н рибог; и нрн любом ноложеннн и . —; 1 прострин;тве н нод воздействием знак.сиьных механнчеcê... переI рузок.
Формула изобретения
Подшипниковый узел, содержащий вал, по меньшей мере один радиально-упорный подшипник, выполненный в виде пористой втулки с глухим отверстием, охватывающим вал с торца, и систему нагнетания смазки, от л ич а ю щ н и с я тем. что, с целью упрощения конструкции узла и системы нагнетания смазки, а также повышения надежности узла в работе, он снабжен уплотнениями, установленными между втулкой и валом, а система нагнетания смазки выполнена в виде закрепленных на торцовых поверхностях пористых втулок упругих полусферических мембран, образующих с торцами втулок камеры, заполненные смазкой, и источников линейных колебаний, например пьезоэлементов, взаимодействующих с мембранами.