Наглядное пособие для изучения строения головного мозга

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42п, 11,)

М 51бО

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ наглядного пособия для изучения строения головного мозга.

К патенту Н. И. Голика, заявленному 21 мая 1926 года (заяв. свид. М 8539).

0 выдаче патента опубликовано ЗО апреля 192S года. Действие патента распространяется на 1В лет от ЗО апреля 1928 года.

Предлагаемое наглядное пособие представляет разборную модель головного мозга, состоящую из от-, дельных пластинок фанеры или картона, на которых нанесены раскрашенные рисунки наиболее ха( рактерных участков разложенного на горизонтальные срезы головного мозга.

Ядра изображены вложенными в

1 выпиленные в соответственных ме-

1 стах отверстия комочками ваты, оклеенными цветной бумагой, нер- вы — цветными нитями, проводящие же пути †пучка проволоки; по- j следние служат для соединения от- дельных пластин, располагаемых на расстояниях в 3 — 10 сл одна от другой, что дает возможность одновременно обозревать грубое строение мозга на разных уровнях и про- следить ход проводящих путей его.;

Для облегчения ориентировки и запоминания одинаковые по функциям пути окрашены в одинаковый цвет, (чувствительные — в желтый, двига- тельные — в красный, ассоциацион- ные — в синий и т. д.). !

На чертеже фиг. 1 изображает разрез через передние бугры четверохолмия и ножки мозга (N. OcuIomotorius и прочее), фиг. 2 — разрез через задние бугры четверохолмия и Варол. мост (1Ч пара чер.мозг, нервов), фиг. 3 — разрез через

Варол. мост в области двигательн. ядра и 1Ч. Trigemini, фиг. 4 — разрез в области ядер Vl — ЧП вЂ” Ч1И пар чер.-мозг. нервов, фиг. 5 — разрез в области ядер IX — XII пар чер.мозг. нервов, фиг. б — разрез в области ядер Х! — ХИ па р ч ер.-мозг. нервов.

Модель состоит из шести плоскостных рисунков, соединенных между собой проволоками и нитями соответственно хода главнейших нервных путей, проходящих в этой области. Рисунки делаются на бумаге, наклеиваются на фанеру или картон и располагаются параллельно друг другу на следующих расстояниях: от 1 среза до 2 среза 3 — 4 слю, от

2 до 3 — 10 cv, от 3 до 4 — 5 слг, от

5 до б — 3 с.и. Рисунки соединены между собой при помощи проволок, изображающих: 1) ход церебрального и спинального корешков ядер тройничного нерва, 2) пирамидного пути, 3) хода соответственно Lem. med, 4) fasciculis longitud, post. и 5) пучка Говерса (G).

Для изготовления модели на рисовальной бумаге делаются копии приложенных шести фигур, обрезаются по контурам и вырезываются, следующие места: на фиг. 1, 2, 3— места соответственно А и S; на фиг. 4 — места соответственно

С и V, ЧИа, Vll bc; в фиг. 3, 4, и 5 вырезываются места соответственно S Кроме того, в фиг. 5, вырезываются места соответственно ядрам IX — ХИ, а в фиг. 6 — Х вЂ” ХИ.

Далее, во всех копиях делают ряд, небольших, достаточных для про- хождения тонкой проволоки, отверстий, соответственно области Ру, Lm, f.1. р. Затем рисунки раскра- шиваются> например. Ру в светло- розовый, Lm в желтый и f. I. р. в фиолетовый, на рисунке среза 1 N.

R. (nucleus Ruber) в темно-красный цвет. Для прочности копии наклеивают на фанеру или плотный карТоН. Фанера выпиливается по контура м рисунка и в ней проделыва ются, те же отверстия. Кроме того, в фанере для среза 4 проделывают отверстия, начиная с лицевой стороны в месте д по линии Ч! — Ч1 таким образом, чтобы выходное отверстие, было на тыльной стороне в месте а; той же линии. Тыльную сторону оклеивают дубликатами рисунков.

Оклеив фанеры по ребрам узкими полосками бумаги, приступают к изготовлению отдельных срезов.

В срезах 1 и 2 прикрепляют проволоки или цветные нити соответственно хода корешков Ш вЂ” Ш и! Ч—

IV. Для среза 3 берут два пучка тонкой проволоки, в каждом по пять, шесть штук, один пучок длиною 20 — 21 см,второй — 17 сл; пер- вый пучок связывают проволокой в местах, находящихся на расстоя- нии 14 и 7 ск от концов, второй в местах на расстоянии 5 — 12 см. Ко-, роткие части пучков раз единяют на две части. Пучок в 21 см поме- щают спереди, одну из коротких частей проводят в отверстие V u затем обе короткие части (7 см) проводят по направлению к Tr (фиг. 3). Пучок в 17 см длиною помещают сзади, одну из коротких частей проводят через 5, в остальном проделывают то же, что и с первым пучком. Все проволоки покрывают цветной бумагой. В месте Л вставляют цветное ядро 2см длины (толщина показана на рис.) и проводят проволоки по направлению к Tr.

В местах V и С среза 4 приделывают ядра яйцевидной формы темно-зеленогоцвета, в первом — 4—

4" гл, во втором — 1 .,— 2 cat (ядра изготовляются из комков ваты, оклеенных цветной бумагой).

Ядро VII пары готовится следующим образом: берется кусочек дерева (проволоки) 3 с к длиною (фиг. 4), к нему прикрепляется

5 — 6 тонких проволок длиной 12 см на равных друг от друга расстояниях; проволоки берут возможно тоньше, окрашивают в тот же цвет, а концы их связывают в один пучок и проводят через отверстие VII а; ядро же вводится с тыльной стороны.

Проволоки на тыльной стороне располагают дугообразно с наибольшими дугами в задних проволоках, а на лицевой стороне проводятся к месту ЧШ (фиг. 4). 3атем берут проволоку длиною 8—

9 сл, один конец утолщают, покрывают цветной бумагой и вставляют в отверстие а по линии Vl — Vi на тыльной стороне, другой конец ее выводят с лицевой стороны в отверстие Ь на той же линии, утолщение же располагают в колене, образованном дугами ЧИ пары чер. нервов.

На срезе 5 находятся цветные ядра соответственно IX — ХИ и. длиною 1 /,— 1 см и от них идут проволоки того же цвета. Срез 6 — то же — Х вЂ” Xll п. Центральное место при складывании модели занимает срез 3; на проволоки соответственно V надевают срезы 2 и 1, сзади от среза 3 надевают соответственно S.

Предмет и атента, фиг 3 фиГ. фиГ- B ф,..5 CrC й

Я

Хх

Лт

1ипо-питографин «Красный Печатник», Ленинград, Международный, 75. срезы 4, 5 и 6; отдельные срезы укрепляют в местах прохождения проволок и наконец, проводят цветные нити: Ру — бледнорозовые, Lm— желтые, f 1. p — фиолетовые. На, фиг. 6 с тыльной поверхности про- водят нити lm в направлениях, указанных пунктиром (fibr. atcuat. int.

et ext).

Употребление срезов в модели, с одной стороны, помогает усвоению книжного материала, давая пространственные представления, с другой стороны, облегчает способ изго-, товления модели. Имея отпечатанные соответствующие таблицы, учащиеся смогут сами строить себе модель с ничтожной затратой средств и времени.

Наглядное пособие для изучения строения головного мозга в виде пластинчатой составной модели мозга, состоящей из отдельных, укрепленных на определенных расстояниях друг от друга при помощи проволок пластин из папки или фанеры с наклееными на них цветными рисунками различных участков разложенного на горизонтальные срезы головного мозга, отличающееся тем, что соединяющие пластинки пучки проволок размещены в местах прохождения проводящих путей мозга и изображают последние.