Карданный шарнир равных угловых скоростей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ

Союз Советскнх

Социалистических

Реслублмн (t i) 51 6853. (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) За я и: ело 30, 08. 72 (21) 18 2334 9111 с присоединением заявки A (23) Прнори г«т(43) т)публнковано05,06 76 Бюллетень ¹ 21 (45) Дата опубликования описания 12.07,77 (51) М...6 Q 3

В Gp K 17/22

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР аа делам иэааретений н открытий (53) УДК 62"-: 113-,.

585. с (088

В. А. Миронов, А. С. Баронов, А. М. Малахов и Б. N. Фиттерман (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) KAPlIAHHb. È ШАРНИР РАВНЫХ уГДОБЫХ CKOFOCTEA

Изобретение относится к транспортным машинам, в частности к конструкции карданных шарниров равных угловых скоростей сдвоенного типа, применяемых в приводе ко» лес автомобилей.

Ф

Известный карцанный шарнир равных ут ловых скоростей сдвоенного типа содержит две пары соосных шипов, закрепленных на сопрягаемых концах соединяемых валов, соединительную муфту, обоймы; установленные 1О на шипах и взаимодействующие с вкладышами, установленными в корпусе соединительной муфты.

Центрирование валов в карданном шарнире осуществляется за счет того, что углубления,15 выполненные на вклацышах, охватывают выпуклые боковые части ступиц соосных шипов.

Такое центрирование, осуществляемое через несколько пар сопрягаемых поверхно- 2О стей, требует весьма высокой точности изГотовления деталей, а их трущиеся поверхностй быстро изнашиваются.

Целью изобретения — повышение долговечности карцанного шарнипа 25

Это постигается тем, что на внутренней цилиндрической поверхности корпуса соединительной муфты выполнены две кольцевые сферические канавки, охватывающие выполненные сферическими торцы установленных в них шипов, а вклацыши имеют в поперечном сечении форму сегмента и выполнены с выступами, входящими в кольцевые канавки корпуса соединительной муфты.

На фиг. 1 изображен карданнь:й шарнир, продольный разрез; по егс оси; на фиг. 2— разрез по А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — карданный шарнир в рабочем положении, угол между осями валов близок к максимальному; на фиг. 4 — первая стадия сборки карцанного шарнира; на фиг. 5 — вторая стадия сбооки; на фиг. 6 — изометрическая проекция корпуса сэецинительной муфты; на фиг, 7— изометрическая проекция вкладыша соединительной муфты.

Валы 1 и 2 (фиг,1) соеци: a! карцанным шарниром. Соединительная муфта состоит из корпуса 3 и двух вкладышей 4. Элементы 5 и 6, образующие парьг соосных шипов, выполнены в виде цилиндрических пальцев, которые заир=-:.".бованы в отверстия, имеющиеся в у голщениях на сопрягаемых концах валов. На шипах„посредством игольчатых подшипников 7, установлены обоймы 8 запертые при помощи шайб 9 и запорпых колец 10. Торцы 11 шипов выполнены сферическими с центром сферы, лежащим на пересечении оси шипов с осью вала. На внутренней поверхности корпуса 3 выполнены две кольцевые сферические канавки 12 и 13 с центром соответственно 14 ® и 15. В кольцевых сферических канавках 12 и 13 установлены своими сферическими торцами 11 шипов элементы 5 и 6. Внутренняя поверхность 16 корпуса 3 выполнена цилиндрической, и ось ее проходит через центры

14 и 15, В корпус 3 ..вложачы вкладыши 4, имеющие в поперечном сечении форму сегментов и взаимодействующие своими цилиндрическими поверхностями с внутренней поверхностью корпуса 3. На вкладышах 4 имеются продольные выемки 17 для обеспечения возможности сборки карданного шарнира. Для увеличения зоны контакта обоймы шипа с вкладышем на вкладыше 4 выполнены выступы 18 и 19 со сферической

5 поверхностью, соответствующей кольцевым сферическим канавкам 12 и 13. Кроме того, посредством этих выступов, входящих в канавки, осуществляется осевая фиксация вкладышей в корпусе. Делительное устрой= ство, необходимое для обеспечения синхрон ности вращения валов, выполнено в виде имеющегося на хвостовике вала 1 шара 20, который входит в цилиндрическое гнездо 21 в хвостовике вала 2.

Сборка карданного имрнира производится следующим образом.

В корпус 3 помещают друг против дру.- 4" га вкладыши 4 так, чтобы их выступы 18 и

19 со сферической поверхностью разместились в соответствующих кольцевых сферических канавках 12 и 13. Затем устанавливаются сопрягаемые концы валов 1 и 2 с запрессованными в них элементами 5 и 6 на шипы которых заранее установлены обой . мы 8. Для этого (см. фиг. 4) вал 1, расположенный под необходимым углом относительно оси соединительной муфты, вводится между вкладын ами 4 внутрь корпуса 3 до тех пор, пока центр сферического торца 1 1 шипов не совместится с центром 14 сферической канавки 12. После чего посредством поворота вала 1 в вертикальной плоскости, относительно центра 14 до совмещения его оси с осью соединительной муфты, сферические торцы ll шипов вводятся в контакт с поверхностью канавки 12. Затем вал l поворачивается в горизонтальной плоскости так, чтобы шар 20 переместился с ос динительной муфты в пространство, об, . ное продольной выемкой 17 вкладыша, необходимо для обеспечения возможнос- и установки вала 2, который устанавливаеь: аналогично валу 1. После этого (см. фиг. одновременным встречным поворотом вал; =

map 20 вводится в цилиндрическое гнездг

21.

Передача момента вращения от о;,— вала к другому происходит следующш". зом. Когда валы вращаются, будучи расп::-ложенные под углом друг к другу,;-:" годаря наличию делительного устро,."; располагаются относительно оси аоедкнита.:ной муфты под одинаковыми углами точной точностью, что обеспечивает са:,хрьность их вращения с, весы а незна .. . ной погрешностью, При этом сфериче".;:е торцы 11 шипов скользят в сфернч.НаВКах 12 и 13, а обймы Я в " вуют с вкладышем 4 по дугообрa=- ра:екториям относительно центров 14 н:.5,.

Вследствие плавающей устало =. шей 4, корпус 3 в значительной мере д з"гружен от передачи крутящего, з. :; —. -:а воспринимает только часть его„обусловленную трением между вкладв,и.ами и ке-.г

Причем B периоды, когда врашаюн нйс=i ка . данный шарнир не передает крутящий .о :ei,: (например, при движении автомобиля вака=том) сила, при1кимаюшая вкладыш,; к;=!ренней поверхности корпуса, незначительча и корпус может проворачиваться вокруг вкла=: дышей.

Ьлагодаря периодическому проворачива = нию корпуса соединительной муфты, которве происходит автоматически за счет инерции корпуса, в контакт со сферическими торца= ми 1 1 входят все новые участки поверхности кольцевых канавок 12 и l"=, т.е, в ра= боте участвует поверхность канавки по вс и окружности, iTO значительно повышаег долго-вечность кар данного шарнира, ф о р м у л а и 3 . б j3 е т е и !A я

Карданный шаоннр равпь х угловых ск0рс =стей, содержащий пару соосных шипов, закрепленных на сопрягаемых концах соединяемых валов, соедичительную муфту, обоймы, установленные на шипах и взанмодейству>. == шие с вкладын:ами, установлен:и к и в -о-„-ч се соединительной муфты, а т л н

Ig и Й с я тем р что, с цел iи повын сн1 : егu срока службы, торцы шипов вьгпол:;е ы офени== ческимч, а па вн",гренней поверхности корпу=са соединитепьной муфты обраэовань| рве кольцевые сферические канавки охватыва .-= .. -.е сферические торцы шипов, вкладыши имеют фор1,:у с.. па ми, вхо рчш»:

nvca соедини". е 1.;- о. :

516851

20

/7 Риг. б

Заказ 1314/173 Тираж 1131 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Составитель А. Баранов

Редактор В. Йругова Техред Г. Родак Корректор А. Власенко