Рабочее колесо для быстроходных гидротурбин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 88 а, 5 № 51687

ОПИСАНИК VISOBPETEHVIII

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ВЫДАННОМУ НАРОДНЫМ КОМИССАРИАТОМ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Зарегистрировано в Государственно.ч бюро последующей региснтраиии изобретений при Госплане СС<.

В. Е. Лебедев и В. Е. Гольдин.

ы, ыт

1!,J

Рабочее колесо дли быстроходных гидротурбин.I -, ":.г;- "-.

Заявлено 25 октября 1936 года за ¹ 765.

Опубликовано 31 августа 1937 года.

Изобретение относится к рабочим колесам для быстроходных гидротурбин с двумя рядами поворотных лопаток, устанавливаемых на одинако- вые или разные углы посредством двух сервомоторов, помещенных внутри втулки рабочего колеса. Примекение двух рядов лопаток дает возможность увеличить число рабочих лопаток и улучшить противокавитационные качества турбины при высоких напорах.

В предлагаемом рабочем колесе поршни сервомоторов расположены либо между обоими рядами лопаток, либо по разным сторонам двойного ряда лопаток, с целью разграничения связанных с ними тяг диаметральной плоскостью втулки. т1а схематическом чертеже фиг. 1, изображает вертикальный разрез рабочего колеса для быстроходных турбин; фиг. 2 — вид сверху и поперечный разрез его; фиг. 3 — вертикальный разрез его в другой форме вы-, полнения; фиг. 4 — соединение поршня . сервомотора с лопаткой турбины.

При применяемых ооычно давлениях масла не выше 20 атм. оцин поршень не в состоянии обеспечить поворот лопаток гри сравнительно большом напоре, для которого предназначена двухрядная турбина.

В предлагаемом колесе (фиг. 1 и 2) поршни и 2 сервомоторов, насаженные на общий центральный шток 3, расположены по разным сторонам двойного ряда лопаток и отделены друг от друга диаметральными плоскостями втулки. Поворот рабочих лопаток осуществляется и ри помощи жестко связанных с поршнями малых штоков 4, серег 5 и рычагов б, насаженных на цапфы 7 рабочих лопаток. Подвод масла осуществляется одновременно в оба сервомотора через кольцевые зазоры, образуемые рядом труб, вставленных во внутреннюю полость вала и штока. Разные углы поворота лопаток оцного ряца по отношению к лопаткам другого ряда достигаются как предварительной установкой лопаток под разными углами, так и за счет разных длин рычагов б в одном и в другом ряду.

Выбранное расположение сервомоторов позволяет сократить до минимума расстояние между рядами.

В форме выполнения колеса, изображенного на фиг. 3, поршни и 2 сервомоторов расположены между оооими рядами лопаток, и связанные с ними тяги разграничены диаметральной плоскостью втулки. Независимый подвод масла позволяет осуществить любую комбинаторную связь между углами поворота лопаток одного и другого ряда, а также возможность независимого управления лопатками каждого ряда.

Поршни 1 и 2 сервомоторов насажены на самостоятельные центральные штоки За и 3b, движущиеся один относительно другого. Поворот рабочих лопаток осуществляется при помощи жестко связанных с поршнями

-малых штоков 4, серег 5 и рычагов б, насаженных на цапфы 7 рабочих лопаток. Масло к сервомоторам подается через кольцевые зазоры, образованные между штоками и трубами, вставленными во внутреннюю полость центрального штока и вала. Подвод масла показан схематично. Управление подводом масла должно осуществляться при помощи двух золотников, вынесенных наверх и находящихся в комбинаторной связи.

На фиг. 4 указан вариант замены рычага б пальцем 8 на фланце лопаток.

Применение пропеллерных гидро- турбин с поворотными рабочими ло- пастями при напорах свыше 25 — 30.к ограничивается кавитационными явлениями и вызываемой ими коррозией рабочих лопаток. Предлагаемая конструкция рабочего колеса позволяет разместить по 12 — 14 поворотных лопаток без увеличения диаметра втулки, то должно привести к значитель. ному повышению предела применения турбин с поворотными рабочими лопатками при сохранении всех их общеизвестных преимуществ по сравнению с турбинами, имеющими неповоротные лопатки.

Предмет изобретения, Рабочее колесо для быстроходных гидротурбин с двумя рядами поворотных лопаток, управляемых двумя сервомоторами, помещенными внутри втулки рабочего колеса, отличающееся тем, что поршни и 2 сервомоторов, с целью разграничения связанных с ними тяг диаметральной плоскостью втулки, расположены либо между обоими рядами лопаток, либо по разные стороны двойного ряда лопаток.